За что Гоголь убил Тараса Бульбу

Душа Шахини 1: литературный дневник

и при чем здесь СВО.


«Тараса Бульбу» проходят в 7-м классе. Ученикам объясняют, что данная повесть, это героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, боевому товариществу, святость подвига во их имя.


Всё это конечно правильно и для семиклассников вполне достаточно, но, на мой взгляд, не объясняет главного смысла гениального произведения, изучать которое хорошо бы ещё и в университетах. Смысл повести много глубже и философский вывод, который автором прямо не сформулирован, простирается значительно дальше.


Для начала вспомним краткие итоги героического эпоса. Казаки терпят военное поражение – осаждаемый город не взят, гибнет большинство атаманов и оба сына Тараса. И хоть в последней главе новое козацкое войско берет временный реванш, но и оно не достигает стратегической победы, а сам Тарас Бульба захвачен неприятелем и казнен. Полный разгром.


Что же это получается? Почему такая жестокая участь уготована автором для таких храбрых, благородных, сильных и смелых рыцарей? Ведь если бы желанием Николая Васильевича было превознесение их исключительных качеств, то закончилось бы все их полной победой, торжеством, так сказать козацкого оружия и беспримерной храбрости сечевых воинов.


Чтобы ответить на эти вопросы и постичь реальный смысл, необходимо вспомнить некоторые ключевые эпизоды сюжета.


Эпизод первый: Как в Сечи решались вопросы войны и мира


Приехавшие в Сечь Тарас с сыновьями предаются разгулу, Тарасу это не нравится, ему надо испытать и закалить Остапа и Андрия в военном деле. Он просит кошевого начать поход против татар или турков. Кошевой возражает, ссылаясь на то, что козаки заключили мир с врагами. Тогда Тарас провоцирует напоенных им специально запорожцев на выборы нового руководителя.


Выборы проходят быстро и по сценарию Тараса, новый кошевой его человек и он готов объявить военный поход. Однако появляется другое препятствие – козаки давали султану христианскую клятву хранить мир. Проблема решается быстро и по-малороссийски хитро – козаки решают, что в поход сначала отправятся молодые сечевики, клятвы султану не дававшие. А уж когда станут они терпеть неудачу, тогда в бой можно отправить основные силы – на выручку идти, клятвы не нарушить.


Но и этот хитрый план не сбылся. В момент подготовки к походу в Сечь прибывают казаки в оборванной одежде и произносят речь. О том, что «церкви наши теперь не наши», а сдают их козакам жиды в аренду, польские паны разъезжают в таратайках, запряженных православными, а жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Что ляхи перебили козачье войско, которое пробовало этому воспротивиться, а козачий гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу.


Никем не проверенная информация тут же становится поводом для принятия важнейшего решения: козачье войско отправляется прямо на Польшу, чтобы «отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам», мгновенно забыв о намерении напасть на турков. Для разминки тут же устраивается еврейский погром.


Эпизод второй: Первое поражение под Дубно


Козаки осаждают польский город Дубно. Поначалу осада идет успешно, запорожцам остается только дождаться, когда в городе закончится продовольствие и он вынужден будет сдаться. Однако в город приходит подкрепление, оно прорвало осаду. Войска доставили провиант. Часть казаков разбита, часть захвачена в плен.


Причина в том, что козаки, долго лишенные военных действий, накануне сильно напились, поэтому польскому подкреплению удалось войти в город. По пути поляки разбили и захватил в плен один целый козацкий полк. Козаки подавлены, но продолжают сражение теперь уже с более сильным противником.


Эпизод третий: Разделение войска под Дубно


Во время осады к запорожцам приходит известие о том, что на Сечь, в их отсутствие, напали татары: выкопали из тайного места запасы и богатство, убили и захватили в плен оставшихся товарищей.


Запорожцы держат совет: остаться здесь и вызволять товарищей из польского плена или пуститься вдогонку за татарами. Козацкий закон гласит, что главное – выручать товарищей из беды, однако в данном случае перед запорожцами неразрешимая дилемма – и там, и здесь в плену находятся товарищи. Мнения делятся надвое. Зовут старейшего казака. Он говорит: «И те, и другие нам товарищи ... Так вот какая моя речь: те, которым милы захваченные татарами, пусть отправляются за татарами, а которым милы полоненные ляхами и не хочется оставлять правого дела, пусть остаются». В общем, предлагает проголосовать сердцем. Запорожцы одобряют такое решение, и войско делится на две части. Погнавшиеся за татарами попадают в засаду и гибнут. Терпит поражение и оставшееся ополовиненное козачье войско.


Эпизод четвертый: О козачьей вере


Православная вера у запорожцев считается одной из главных ценностей. При этом Гоголь словами одного из героев упрекает козачество за малое внимание к положению церкви в Запорожской Сечи. Кошевой обращается к козакам с такой речью: «Притом же у нас храм Божий — грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости Божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной (завещании – прим. kulagin) иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей».


Заключение: Трагедия козачества


Гоголь любит своих героев и описывает их с максимальной симпатией. Это действительно храбрые, по-своему честные, благородные, беззаветно преданные своим идеалам люди. Они достойны наивысшей награды.


Вот эпизод гибели на поле боя атамана Кукубенко: «Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную меня! – скажет ему Христос, – ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал мою церковь».


Но все они гибнут. Гибнут потому, что вся жизнь Запоржского войска и малороссийского козачества одна большая трагедия.


Трагедия — это драматургический жанр, в котором действительность изображается наиболее заостренно, как сгусток непримиримых и неразрешимых противоречий, приводящих к катастрофическим последствиям. Трагедия всегда заканчивается гибелью главного героя.


Неразрешимое противоречие заключается в полном отсутствии у запорожцев даже зачатков государственности, способности и желания к организации своей жизни на регулярной основе. Нет стремления к основанию городов, крепостей, почтового сообщения, системы власти и религиозных институтов. Лучшим решением всегда считается нанесение ущерба врагу (с возможностью поживиться), а не развитие и укрепление собственной территории. В важнейших вопросах козаки полагаются на эмоции, а не трезвый расчет, по-детски наивную хитрость и слепую веру в удачу.


При этом Сам Гоголь конечно знает, где выход из трагического тупика. В финале, в сцене казни Тараса, черным по белому на это дается ответ:


— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..


Выходом является русский царь. И общее русское государство. Другого варианта нет, потому что «…не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»


Заключение после заключения:


Нынешние жители Малороссии тоже переживают трагедию. Перечень заблуждений и ошибок у них немного другой, но корневая суть та же: полное отсутствие стремления к собственной государственности, поспешные, необдуманные решения в вопросах войны и мира, легковерность и по-детски наивная хитрость. Желание прилепиться к чужой жизни, как им кажется, лёгкой и сытой, а не строить кропотливо на протяжении столетий своё или восстанавливать, пошатнувшееся в какой-то момент, общее с великороссами.


Однако законы жанра неумолимы: трагедия обязательно приведет к катастрофическим последствиям. Но на выручку придет русский царь. Для этого и проводится СВО.


Комментарий автора: 


Странно, что Тараса Бульбу не вспоминают в многочисленных спорах по поводу Украины.


http://aftershock.news/?q=node/1370610



Другие статьи в литературном дневнике: