Митрополит Антоний Сурожский.

Таня Даршт: литературный дневник

Я уже не раз говорил, что в нашем словоупотреблении слово "любовь" применяется слишком широко: одним и тем же словом мы утверждаем, что любим Бога, и мы любим клубнику со сливками. И когда мы говорим о человеческих отношениях, "любовь" означает, что нас привлекает или интересует другой человек, и мы берем его на крючок, словно рыбак – рыбу; мы – рыболов, другой человек крепко висит на крючке. Любовь может также означать своего рода равенство, когда двое обмениваются тем, что имеют доброго, достойного, и терпят то, что есть в них несовершенного. Но в предельном значении это значит видеть в другом центр, смысл, красоту жизни. И мы видим исполнение этого в начале Евангелия от Иоанна, когда Евангелист говорит: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В греческом тексте выражение, которое мы переводим 'у Бога', потому что у нас нет лучшего способа передать его, гласит ;;;;, ;;; ;;;; что значит 'к Богу': Сын существует в направленности к Богу, к Отцу, не Сам по Себе, не для Себя. Это видение Отца, которое наполняет Его ум, Его сердце, Его бытие, Его сущность, не затмевается ничем. Вот что в основе; и когда мы говорим о любви, о той несовершенной любви, какую мы знаем и которая может вырасти в большее совершенство и порой достичь подлинного величия, мы можем вспомнить место из рукописи Нового Завета, которая хранится в Кембридже. Там говорится, что Христа спросили: когда придет Царство Божие? – то есть: когда будет восстановлен Рай, и больше, чем Рай, потому что Рай был местом невинности, началом, тогда как Царство Божие – место полноты; и Христос ответил: Царство Божие уже пришло там, где двое – уже не двое, но одно... В этом смысле мы вправе сказать, что взаимоотношение между мужчиной и женщиной, когда они достигают высшего уровня любви, уже есть осуществление Божьего Царства: это Царство Божие, пришедшее в силе. Я говорю "в силе", потому что оно еще не в полноте, должно прийти больше, еще больше может быть дано и принято, потому что Царство Божие в своей полноте придет только тогда, когда оно охватит все творение. И однако, в зачатке оно уже здесь, процесс его завершения зачаточно уже идет и как бы уже перешел грань необратимости.




Другие статьи в литературном дневнике: