Семен Людвигович Франк.

Таня Даршт: литературный дневник

(29 янв. 1877 – 10 дек. 1950) – рус. религ. философ.
«Зло никогда не «выбирается» свободно,- напротив, нас непроизвольно ТЯНЕТ, ВЛЕЧЕТ или ГОНИТ к нему; поскольку зло нас «привлекает», в этом самом акте влечения ко злу мы уже теряем нашу свободу; подлинно «свободно» мы стремимся только только к добру».
И, с другой стороны, это не должно означать, что я обязан Богу только моим БЫТИЕМ, содержание же моей жизни с абсолютной независимостью ТВОРЧЕСКИ черпаю или создаю из самого себя, ибо при этом Бог в отношении этого содержания перестал бы уже быть ВСЕМОГУЩИМ руководителем и НАПРАВИТЕЛЕМ всей моей жизни.»
Всеединство Бога не стоит в противоречии с автономностью моего бытия, всемогущество Бога и «ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ» им всего — с моей свободой, потому что это всеединство и всемогущество антиномистически проявляется как бы в ДВУХ СЛОЯХ бытия: как в самой моей, проистекающей от Бога, им обоснованной и в нем пребывающей свободе и изначальности и через нее, так и в ВЗАИМОДЕЙСТВИИ с ней»
В каждое мгновение моего бытия,в каждом содержании и событии моей жизни я некоторым образом ТВОРИМ Богом, получаю от Него мою реальность; и именно в этом смысле я есмь «ничто», которое, однако, Он наполняет реальностью; точнее, я обладаю самим «я есмь» во всей его бытийственности автономности, во всей полноте его содержания лишь как даром Божиим, а не как чем-то изначально независимы от Него».
И поскольку мы можем с некоторой адекватностью уловить эту полноту, это последнее единство Бога ЛИШЬ в единстве Творца и творения, мы НЕ имеем и права утверждать, что Бог остается сам перед лицом мирового страдания в состоянии несмущенного блаженного покоя. Все положительное принадлежит к Богу, возникает из Бога, совершается в Боге - следовательно, и та ПОЛОЖИТЕЛЬНОСТЬ которая заключена в претерпевании СТРАДАНИЯ. Возврат творения к Богу через СТРАДАНИЕ совершается сам — как все вообще — в САМОМ Боге».


Книга «Непостижимое».



Другие статьи в литературном дневнике: