О чем "Великий инквизитор" Достоевского.
Это философия народной жизни.
Определяющее значение в жизни каждого народа играет власть.
И есть два типа власти - власть, следующая заветам Бога, и власть подменяющая заветы Бога иным содержанием.
Чем крепко общество, где жива вера в Бога? Покаянным чувством его членов.
Чем крепко общество подмены? Воплощением идеи: разнуздать, чтобы взнуздать.
Инквизитор - символ такой подмены.
Что говорит инквизитор? Мы разрешим человеку грешить.
О каком грехе речь? Есть грехи, которые вошли в содержание уголовных кодексов всех народов - убийство, насилие, кража и т.д. А есть грехи исключительно против самого грешащего - они не регулируются никаким формальным кодексом. Это, например, эгоизм, жадность и т.д.
Инквизитор говорит о таком грехе, который не нарушает уголовного кодекса.
Но возникает вопрос: зачем его разрешать, если человек и так ни у кого разрешение не спрашивает?
Разрешить грех для инквизитора означает перестать грех называть грехом. Тем самым и реализуется идея "разнуздать, чтобы взнуздать".
Пророчество Достоевского в том, что в образе инквизитора он показал образ жизни современных нам народов. И главная проблема даже не в том, что понятие греха ушло из общественной жизни, а в том, что из жизни народов ушло понимание того, что человек в его земной жизни есть существо глубоко больное и требующее исцеления.
И как только идея греха уходит из народной жизни, на место властителей будут приходить инквизиторы. Это не вопрос конспирологии. Это духовный закон.