О чем "Великий инквизитор" Достоевского.
Это философия народной жизни.
Определяющее значение в жизни каждого народа играет власть.
И есть два типа власти - власть, следующая заветам Бога, и власть подменяющая заветы Бога иным содержанием.
Чем крепко общество, где жива вера в Бога? Покаянным чувством его членов.
Чем крепко общество подмены? Воплощением идеи: разнуздать, чтобы взнуздать.
Инквизитор - символ такой подмены.
Что говорит инквизитор? Мы разрешим человеку грешить.
О каком грехе речь? Есть грехи, которые вошли в содержание уголовных кодексов всех народов - убийство, насилие, кража и т.д. А есть грехи исключительно против самого грешащего - они не регулируются никаким формальным кодексом. Это, например, эгоизм, жадность и т.д.
Инквизитор говорит о таком грехе, который не нарушает уголовного кодекса.
Но возникает вопрос: зачем его разрешать, если человек и так ни у кого разрешение не спрашивает?
Разрешить грех для инквизитора означает перестать грех называть грехом. Тем самым и реализуется идея "разнуздать, чтобы взнуздать".
Пророчество Достоевского в том, что в образе инквизитора он показал образ жизни современных нам народов. И главная проблема даже не в том, что понятие греха ушло из общественной жизни, а в том, что из жизни народов ушло понимание того, что человек в его земной жизни есть существо глубоко больное и требующее исцеления.
И как только идея греха уходит из народной жизни, на место властителей будут приходить инквизиторы. Это не вопрос конспирологии. Это духовный закон.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.