Откровенная шведская крутизна

Нинарделла: литературный дневник

В кинотеатре 35 мм с 10го ноября в прокат выйдет фильм молодого шведского режиссера Лукаса Мудиссона «Дыра в моём сердце».
В ролях: Сана Бродинг (Тэсс), Торстен Флинк (Рикард), Бьорн Альмрот (Эрик), Горан Марьянович (Геко).
Год выпуска: 2004.
Продолжительность: 98 минут.
Жанр: трагифарс.
Фильм – участник Кинофестиваля в Роттердаме, Московского Международного Кинофестиваля 2005, номинант на звание «Лучший европейский фильм – 2004».


В современном мире, захламленном попсовостью, Интернетом, реалити-шоу, духовность человека трансформируется. Отсутствие пищи для ума приводит к тому, что человек замыкается в крайне узком мире, основанном на физических страстях, желании блистать и быть популярным каким бы то ни было образом. Поломанная психика, сломанные человеческие души – вот итог такой жизни… а с виду всё кажется таким красивым, ярким, притягательным. Что можно ещё хотеть, как не жизни, перетянутой яркой оболочкой? Но не этой тупой красивости хочет шведский 36-летний режиссер Лукас Мудиссон. Неопровержимым подтверждением того служит его фильм «Дыра в моем сердце».


Под весьма романтичным названием скрывается вовсе не сентиментальная история трагичной любви в жанре мелодрамы. Нет. Не тот режиссер Мудиссон, чтобы после своих откровенных эротичных картин «Вместе», «Покажи мне любовь», «Лиля навсегда» снисходить до мыльных сцен. «Дыра в моём сердце» - это жесткий фильм о жизни людей, обитающих в мире съемок жесткого порно.


В фильме четыре героя: Рикард – режиссер порно, его странный подросток-сын Эрик, порноактеры Тэсс и Геко. Все четверо – постоянные обитатели тесной квартирки, где и происходит съемка с откровенными сексуальными сценами. Этого, пожалуй, мало сказать: сцены настолько откровенны, что зрителю, не признающему «эстетику» порно, невольно приходится от ужаса и брезгливости закрывать глаза, морщиться и чувствовать, как по телу бегут мурашки. Все герои, кроме Эрика, живут в команде, думают и разговаривают буквально только о сексе, занимаются этим, жизнь их – разгул, жесткий беспредел, граничащий со скотством. Сам же Эрик – сын мачо-режиссера, не способного на какое бы то ни было воспитание, вынужден постоянно прятаться в своем темном углу с наушниками, отмалчиваться, выращивать склизских насекомых и втихушку рисовать. Сын, казалось бы, презирает отца за его псевдодеятельность (поит его водой из унитаза, когда тот просит пить; в мыслях расстреливает ему голову), однако, питает к нему сочувствие в конце фильма. В общем, Мудиссон сделал конец несколько оптимистическим, подал надежду на моральное исцеление героев. Их сломанный внутренний мир приобретает чувство дружественности, тогда появляется чувство команды, нужды друг в друге. Взаимопомощь, моральная поддержка как бы выводят довольно ограниченный мир героев на новый, более высокий уровень.


Выворачивающие сцены - человеческие внутренности, кровь, черви, голые волосатые тела, рвота, свинство - сняты в стиле «догмы», и эта документальность, почти стирает условность художественной съемки. Мы, словно и взаправду, видим настоящий мир живых людей, так или иначе связанных с порнографией. Многие критики относят эту документальность к замашкам режиссера на «реалити-шоу». Не зря героиня Тэсс в одном из разговоров, с грустью и чуть ли не со слезами говорит, что не попала на реалити-шоу «Большой Брат». Безусловно, Мудиссон понимает всю искалеченность мира своих героев и тех, кто свою интимную жизнь подменяет каким-то искусственным муляжом – тех, кто горит желанием выставить себя всем на показ, участвуя в реалити-шоу.


Картина «Дыра в моем сердце» Лукаса Мудиссона – одно из самых экстравагантных его творений. Мудиссон – довольно молодой режиссер, возможно, поэтому он так смело берется за жуткие, крайне вызывающие сцены. Его фильм – своеобразный вызов, брошенный современной жизни современных психически искалеченных людей. Это вызов и реалити-шоуменам, и тем, кто питается этими зрелищами, и тем, кто стремится попасть на экран. Ну и конечно, режиссер явно против той замкнутости, в которую попадают так просто люди, исключенные из нормального социума. И брезгливость, и презрение, и сочувствие, граничащее с состраданием… Такое понимание передается и зрителю. После просмотра фильма на душе остается груз смешанных чувств.



Другие статьи в литературном дневнике: