Памяти архиепископа Иоанна Шаховского

Нина Шендрик: литературный дневник

«Земля в солнечном дыму от любви Господней».
Памяти архиепископа Иоанна (Шаховского)



Архиепископ Иоанн (Шаховской
(23 августа 1902–30 мая 1989)


"Самая же высокая молитва, которую не знаешь, какими словами и восхвалить, это молитва, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием, как можно ближе придвинуться ко Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое.
Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить. Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви."
О молитве. Архиепископ Иоанн (Шаховской


* * *
Мир умирает в смутных наслажденьях,
А жизнь идёт над чистой глубиной,
И нет на свете радости иной,
Как радость вдохновения и пенья.


Потоки мутные несут свой ил,
Но звёзды зажигаются над ними.
Земля, пристанище пустых могил,
Мерцает небу песнями своими.


МОЛИТВА О МОЛИТВЕ
Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а — всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
Нас неба мудрость найти не может
И наша скудость нас мучит, Боже.
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
Мы дышим кровью и рабским потом,
А смерть за каждым, за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий —
Прости нас, Боже, Твои мы дети!


Протоиерей Димитрий Струев


Сегодня мы публикуем подборку его афоризмов и «зарисовок» из разных книг.


Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).
Из главы «О вере» книги «Время веры»


В лучших книгах мира истина шепчет и ползет. В Евангелии она летит и поет.
+ + +
Жизнь в этом мире — плавание по морю. Интерес к этому миру — глотание соленой воды.
+ + +
Лишь глубокое, метафизическое недовольство этой жизнью может дать человеку душевный мир. Человек — сын великой Любви, и ничто малое ему не свойственно.
+ + +
Печаль одиночества связана с несоответствием человека Господу Иисусу Христу. Чувство «одиночества» есть знак несоединенности со Христом и томления по этой соединенности… Тут сокровеннейший источник жажды людей, так часто ими неверно и гибельно удовлетворяемой — лишь в области телесной и психической…
+ + +
Люди очень нужны друг другу, и очень друг другу приедаются. Нужны они друг другу общностью природы своей, которая есть любовь, и различием даров своих, призванных ко взаимному восполнению… Нужны люди друг другу, но приедаются бесконечной своей суетой и облеканием в торжественность суеты своей…
+ + +
Если человек, сквозь тишину смолкнувшей речи, так много способен сказать, сколь более — Господь… Господь всегда говорит; даже когда не слышат Его люди. Пусть не смущаются переставшие слышать Господа, пусть говорят с Богом.
+ + +
Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, есть неотмирное величие; отсвет Христовых страданий.
+ + +
Священник окружен тайнами. Как осторожно надо ступать священнику. Тайна рождения, брака, посвящения себя Богу, тайна восстания, прощения, Богоприобщения, Богоблагодарения… Как чутко надо священнику жить…
+ + +
Мытарь в нас глубок; но фарисей и в этом хочет утешить нас.
+ + +
Мы только подбегаем к Господу… Надо ходить с Ним.
+ + +
Молитва за ушедших с этой земли очищает и сердце самого молящегося от всех ненужных осадков в отношении этих усопших. Молитва за живущих на земле может быть и корыстна, и своевольна. Молитва за усопших такой не бывает; она всегда источает небесную очищенную любовь, истинный воздух вечности.
+ + +
Ценность предмета зависит не только от него самого, но и от того, кто этот предмет дает или имеет. Ничтожное становится драгоценным только оттого, что его имеет или дает какой-нибудь большой или известный всем человек… Это и закон религиозной аксиологии. До бесконечности возрастает ценность всего, что исходит, созерцается исходящим от Источника всех сокровищ. И самое малое Божие бесконечно выше всех самых великих человеческих ценностей… Принимать все, как от Бога, — это значит обладать несметными сокровищами.
+ + +
Покаяние есть оттеснение себя к блаженной вечности. Освобождение своего настоящего, прошедшего и будущего от всего небожественного.
+ + +
Как ответственно всякое желание. Господь исполняет и тайные наши желания.
+ + +
Осуждение человека не всегда бывает от неприязни. Иногда от излишней осторожности, боящегося разочарования, немужественного сердца; или от избытка своего (когда-то, где-то не оправдавшегося) доверия к другому человеку…
Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу, — без подозрительности и без идеализации, без требований предъявляемых, без «счета» за любовь.
+ + +
Человеческое слово крикливо; Слово Божье молчаливо. Иногда хочется, чтобы и в храмах ничего не говорили.
+ + +
Есть две божественные «внесправедливости», иногда кажущиеся людям несправедливостью: страдания в мире праведников и Божия милость ко грешникам.
+ + +
Молитва по книге (не своя) изображает удаленность человека от Бога. Молитва без книги (своими словами) есть образ близости человека к Отцу. Тот и другой образ молитвы правдив для падшего человека.
+ + +
Одним волоском, помыслом, как паутина тонким, от человека может заволокнуться все небо.
+ + +
Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, а в верности человек служит своему Господу.
+ + +
В не предании себя Господу Иисусу Христу — начало предания Его врагам.
+ + +
Неверующие люди не могут опровергнуть веры, а верующие могут, — не живя по своей вере.


Из главы «Звезда утренняя. О любви»
книги «Записи о любви к Богу и человеку»
Удивительна в мире эта любовь к любви… В сущности, все люди стоят на пороге любви. Любят, еще не зная любви.
+ + +
Признак того, что мы любим кого-либо истинной любовью, — это когда мы любим тех, кто его любит, и всех, кого он любит. И, любя Бога, мы не можем не любить тех, кто Его любит, а также и тех, кого Он любит (всех людей, всё творение).
+ + +
Ревность — это дыхание смерти… Она возможна лишь в отношении не-истинно любимого. Как в Боге, в любви «нет никакой тьмы» (1 Ин. 1,5). «Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы». Ревнивые убивают свою любовь, своих любимых и себя. Любовь убивает неистинную ревность.
+ + +
Есть ревность истинная, со-ответственная Любви; это ревность не о любви другого к себе, а о самой Любви, о ее возвышении и спасении. Как сказано: «До ревности любит дух, живущий в нас» (Иак.4, 5).
+ + +
Бога нельзя любить немного.
+ + +
Нелюбовь твердит «Господи, Господи, за что Ты меня наказываешь?». А любовь: «Господи, Господи, за что Ты меня милуешь!»
+ + +
Христианство — это религия более, чем просто сыновства, — это религия блудного, пропадавшего и найденного, глубоко пережитого, радостно осознанного сыновства.
+ + +
Сила любви равна способности к крестоношению.
+ + +
Любовь «плотская», «душевная» легко переходит в чувства противоположные. С любовью духовной этого никогда не бывает.
+ + +
Смирение тем удивительно, что оно восполняет всё слабое, — и слабую веру, и слабую любовь, и слабую верность любви. Смирение заполняет бездну между Богом и человеком.
+ + +
Совершение евхаристии, исповеди и молитвы за людей может выработать у пастыря отталкивание от средних отношений с людьми. Он тогда хочет быть с людьми только в самых глубоких, последних отношениях или поддерживать лишь поверхностные (но не «средние», «душевные», которыми полон мир).
+ + +
Прошлое зарывать надо, как труп, в землю покаяния и богоблагодарения. Иначе будет смердеть. Добро смердит тщеславием, зло – соблазном и гибелью. Покаянием умерщвленный, сгнивший в душе грех делается удобрением небесных зерен.
+ + +
«Она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги» (Лк. 7, 45). Иисусова молитва.
Из главы «Русский реализм»
книги «К истории русской интеллигенции»
Мы привыкли к фонарям и лучинам правды, держимся за них. Солнце Правды мешает нам. «Пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. IX).
+ + +
Последняя Правда — выше борений и противопоставлений, выше диалектики. Она сияет и царствует.
+ + +
О слабости нашей. Мы ограничены даже в своем поклонении Богу. Земля — «слишком высокий уровень» для нашего поклона. Некуда нам, Господи, поклониться Тебе! Жалким земным поклоном, а то и кивком головы, мы кланяемся Твоей великой правде и любви. Только наш поклон в бездну соответствовал бы нашему ничтожеству без Тебя. Но Ты даешь нам поклоняться Тебе «в духе и истине».
+ + +
Правду Христову мало желать. Ее недостаточно алкать и жаждать. Без нее надо умирать.
Если человек не священнодействует правды, он ею владеет, как тиран, и опустошает ее, как разбойник. Он мучает правду и мучается ею, как Иерусалим, распинающий Христа.
+ + +
Некоторые хвалятся Православием. Православие не в том, чтобы хвалиться им, а чтобы стыдиться в нем.
+ + +
Мы все бываем около Рая, когда осознаем близость Божию к себе и одновременно видим свою отдаленность от Бога и бесконечную справедливость этой отдаленности от Лица Божьего… Бывает, что люди мучаются не от отлученности, а от недостаточной своей отлученности от Бога: «Отойди от меня. Господи, ибо я человек грешный». Чистое мучение веры. Евангелие научило человека скрываться в свою нищету, охватываясь трепетом близости Рая во Христе.
+ + +
Насилие отнимает от человека только неистинную свободу и дает людям лишь неистинную победу.
+ + +
Если скрылась от нас, зашла солнечная воля Божья, надо направлять свой путь «по звездам» (по заповедям) и «по месяцу» (совести).
+ + +
Иаков, борющийся с Богом в пустыне и не желающий Его отпустить, «доколе не благословит», — образ человека молящегося. Трудно человеку, пока не благословит его Господь.
И не отпускает он Господа, доколе не благословит его Господь.


Из главы «Продолжение лирики»
книги «Удивительная земля»
Выхожу в сад свой. Светло-синее небо, цветы. На деревьях малые бабочки, пчелы и еще что-то летящее, живущее. Тепло, никакого шума, только еле слышные звуки, шорохи. Что-то есть райское в твоей свободе. Свобода человека очищена от всего не райского. Она есть начало ничем не нарушаемого мира, дыхания и тишины сердца. Так бы жить вечно.
Здесь начинается удивление.
+ + +
История — таинственнейшее единение Божьей воли и свободы человеческой. Программируется будущее настоящим
+ + +
Некуда податься. Земля идет в воронку.
+ + +
Атеистом человек может быть только до своей смерти. После все будут верующими. Но выбрать то, что будет после, надо сейчас, и как можно скорее.
+ + +
Уже нам не выйти из ракеты, которая понеслась над землей. А мы стараемся высунуться из нее и схватить на земле какую-то побрякушку.
+ + +
Бог хочет от нас божественного.
+ + +
Главный грех евреев в том, что они подражают плохим христианам, сбрасывая с себя вину перед Христом.
+ + +
Да не будет в тебе ни песчинки пустомельства о Боге. Слово о Нем прополаскивай в девяти ангельских водах.
+ + +
«Верный в малом». Что такое «малое»? Вся земная жизнь.
+ + +
Вера — это «страх на всякой душе» (Деян. 2, 43). «Хождение на цыпочках».
+ + +
Верующие во Христа алкоголики свободы. А мир думает, что они «напились сладкого вина» (Деян. 11,13).
+ + +
«Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. I). Дело наше в другом.
+ + +
Дело одно в мире: любить Кроткого Духа Божия. Любить Христа, открывающего Отца… Блаженную сверхчисленность Божию.
+ + +
Христос не только о грешности, но и о прелюбодейности сказал. Человечество: «род прелюбодейный и грешный». «Прелюбодейство» поставлено впереди греха. Оно есть нечто более смертоносное, чем грех. Оттого свята любовь.
+ + +
Древние люди не были материалистами, скрягами. Взволнованные, они «раздирали одежды свои». Как прекрасно! («Встал царь, и разодрал одежды свои… и все слуги его, предстоящие ему, разодрали одежды свои» (II Царств, 13). И фарисеи не жалели одежд своих, раздирали их, слушая ап. Павла. Какая цельность в этих грешниках. Теперь и богачи не хотят разодрать своих одежд. Им жалко.
+ + +
Моисей, сойдя с Синая, был так потрясен плясанием евреев вокруг демонического тельца, что, в святом гневе, бросил Божьи Скрижали Завета и разбил их. Вот, уже тысячелетия, эти осколки разносятся ветром по миру, а Телец все стоит, и человечество пляшет перед ним.
+ + +
Ложных пророков трудно изучать (как фальшивую музыку). Самый процесс нестерпим.
+ + +
Как много посылаем мы празднословия в небо. Жалко ангелов. Сколько им нужно терпения отсеивать нашу суету.
+ + +
Петр на Фаворе рвется построить палатку. Чудесная душа, не видит, что он уже в ней.
+ + +
В мире много козлиности, скучного и бессмысленного духа. Мы все становимся по левую сторону от Xриста (Мф. XXV).
(Не отдавая себе в этом отчета.)
+ + +
Поэзия — это не те стихи, которые мы пишем (она лучше).
+ + +
Русская поэзия еще не нашла своего высшего выражения. В ней недостаточно «различения духов». Поэты еще хранят с райским духом и преисподний. Забавляются им.
+ + +
Утомительна наша безблагодатная серьезность. Видя ее, хочешь писать веселые стихи.
+ + +
У Бога нет последнего места, все у Него первые места. Тайна великая. Надо только всех усаживать впереди себя.
+ + +
Благодать держит мир в огне. Выхода нет. Земную пищу кладем в холодильник, чтобы сохранялась. Пища вечная хранится в пламеннике.
+ + +
Поэзия — это не переложение чего-то на «стихи».
+ + +
«Человек лучше птиц» (Мф. Х). Культура — понимание этого.
+ + +
Не любят Бога по одной причине: Его не знают.
+ + +
Счастье — это якорь, брошенный в глубину и зацепившийся там за что-то непоколебимо-милостивое.
+ + +
У каждого из нас особая азбука духа. В молитвах церковных сконцентрированы лучшие слова. Но не всегда надо прикручивать свою волю к словам других. Корабль у пристани — тоже корабль, но, выйдя в море, он еще более корабль.
+ + +
Гордость — это величие, опустившееся на адское дно.
+ + +
У поэта истинного только две возможности: быть пророком или — лжепророком.
+ + +
Диавол очень старый вор,
Не вступай с ним в разговор.
+ + +
Готовность к любви — один из признаков веры.
+ + +
Благодарить Бога сладко, но трудно видеть, что благодарность наша столь не эквивалентна Божией милости.
+ + +
Евангелие трудно цитировать, так как в нем абсолютно нет ничего нецитатного.
+ + +
Есть дома «предварительного заключения». Земля — дом предварительного оправдания.
+ + +
Любовь переходит в веру, а вера все хочет быть любовью.
+ + +
Нас волнуют масштабы… Нам все хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет все малое, немногословное, недостаточное. Мы избираем гражданство, а Бог беженство.
+ + +
Мы становимся бездомными, как Ты. Но Тебе негде приклонить голову, а мы головы свои можем приклонить к Твоим ногам.
+ + +
Радость прощения восполняет даже неполноту покаяния.
+ + +
Приблудным, шелудивым псом в Доме Отца лучше быть, чем властителем этого мира. Записывайтесь в любовь к Отцу.
+ + +
Небо испещрено чудной милостью и строгостью великой. Как это соединяется, не знаю. И никто этого не понимает.
+ + +
Люди стоят друг от друга на расстоянии смерти. Как ласточки, они чуть касаются крылом друг друга на бреющем полете.
+ + +
Скончавшихся — начавшихся прими, Господи, в Свою жизнь.
+ + +
«Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе?» (Иова, XV, 11).
Известно, Господи. Это единственное, чем мы живем.
+ + +
Огромно творение в Боге. Когда мы с Тобой, мы необозримы, бездонны. И вокруг нас тогда и в нас тогда нет ничего малого.
+ + +
Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не «Он», а безмерное ТЫ.
+ + +
Вера — дуновенье от Бога. А вера в эту веру — от человека.
+ + +
Господи, прости меня, что я более веселюсь о Тебе, чем плачу о себе.
+ + +
Евангельский Сын уходит из Дома Отца только один раз. И возвращается он к Отцу в Дом тоже один раз. А я все время бегаю из Дома и вокруг него. Не умею ни жить в нем, ни пасти свиней вдали от него.
+ + +
Может ли грешный быть счастливым? Нет, не может быть. Но чудо совершается.
+ + +
Как медную лепту, приношу Тебе жизнь. Сделай ее настоящей медью.
+ + +
Даруй, Господи, умереть ни от чего. Только от Тебя.
+ + +
Единый Боже, Троица Чудотворящая, приими наше покаяние молитвами Пресвятой Богородицы и всего неба. Аминь.
+ + +
Велика сокровенность Господа в мире, и невероятна открытость Его нам… Хозяин Виноградника совсем близко. Сейчас войдет.
+ + +
«Доселе вы не просили от Меня». Какое удивительно нежное слово. Небесная Грудь просит: возьми, возьми Мое молоко. Щедрая сила Себя неопустошительно раздает.
+ + +
Хорошо с Вечностью… Она нежна и царственна, «не различает дней», живет одним, уже наступившим, Праздником.
+ + +
Поучения Господа — шепот Младенца, еле уловимый. Господь — единственный Младенец, Который не кричит, а шепчет. Шепотом Его полны небо и земля.
+ + +
Спас, Голубое Око — икона чистого неба. Оно всё в тебе видит, и ты видишь, что оно видит.
+ + +
Божественная нежность есть в каждом рассвете. Он медлит и тихо, неудержимо вливается в мир. Эти первые робкие звуки птиц… У них нет страны своей, только рассвет. Они так вольны и так утаённы.
+ + +
Земля в солнечном дыму от любви Господней.


Оценили 72 человека
Показать список поделившихся




Жизненный крест


«Кто любит врагов, тот с полным правом может назвать себя крестоносцем, потому что он отверг свой эгоизм, свою самость и покорно несёт по стопам Христа свой жизненный крест. А крест – это наши трудности, лишения, обиды, горести, болезни и всевозможные несправедливости, которые мы должны претерпевать и беззлобно, с любовью всем прощать» (Мир души / Схиигумен Савва (Остапенко). – М., с. 97–98).


Из проповеди отца Андрея 27.09.2013 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
«…Мы ведь все несём по жизни Крест. Каждый из нас. Это тема серьёзная. Ведь каждый человек избегает Креста, и это в нас как бы врождённое, потому что человек хочет радости, какого-то блага для себя - того, что мы называем словом «счастье». Это в нас врождённое, потому что создан-то был человек изначально для Рая, и жить-то должен был человек в Раю. Конечно, мы скажем: «Мы не виноваты! Адам с Евой нарушили заповеди Божии, а нам терпи!»… и люди всё терпят, болезни появились, смерть появилась.. несчастья, горести – всё следствие грехопадения, непослушания Богу первых людей. Господь пришёл для того, чтобы нас вновь ВЕРНУТЬ в этот райский образ, вновь вернуть нас в Рай! НО поскольку природа человеческая искажённая, то и уже «зарабатывать» приходится нам этот Рай. Зарабатывать и смирением, и терпением, и послушанием Воле Господней, то есть несением своего Креста. И как Господь пошёл на Крест, и этим ПРОРЫВ совершил для человеческого рода! ПРОРЫВ этого послушания и смирения Богу для того, чтобы Своей смертью вызволить род человеческий от ада, искупить род человеческий от проклятья, от того, что весь человеческий род вынужден был туда сходить. Чтобы нам в этот ад не сойти, Господь САМ пошёл в ад…Господь пошёл на Крест! И потому Крест Его для нас дорог! Этот Крест для нас – ОРУДИЕ СПАСЕНИЯ с той поры стал. И мы надеемся, что, раз веруем во Христа, пускай наша вера слабая, пускай наша вера немощная, но Веру мы имеем! Дал нам Господь Милостью Своею хоть капельку этой ВЕРЫ. Эта Вера нас и в храм приводит! И пусть мы порой плохо молимся, ленивы мы где-то как христиане, но милостию Божией мы эту веру спасительную имеем, мы как-то за Крест Христов стараемся держаться! и надеемся, что Господь нас помилует, потому что Он из ЛЮБВИ к человеческому роду вообще на Землю пришёл, чтобы не погибал человек! Но чтобы спасался, чтобы вернулся в эту Радость! Тяжело. Не хочется нам. Никому не хочется нести этот Крест. Мало какие добровольцы найдутся…А находятся!! И находились!...
И вот мы, когда говорим про несение Креста, мы это понимаем как бы пассивно, когда на нас возлагается вдруг, а мы не хотим. «За что?», «Почему?» - человек думает и ропщет..А бывает, что «Не за что»!…А бывает «ДЛЯ ЧЕГО» и чаще бывает «для чего». Для того, чтобы человек глубже стал, постарался несением Креста без ропота его нести, принял со смирением этот Крест, который Господь даёт…Чтобы мы еще крепче за этот Крест взялись! Чтобы мы держались за Христа, когда у нас нет земных сил для несения Креста.
То есть то, что нам даёт Господь надо принять без ропота, потому что это - САМОЕ ГЛАВНОЕ. Как человек принимает свой крест? С ропотом, с раздражением, с негодованием… Упаси нас, Господи! Помоги нам, Господи, нести свой Крест, который дан, нести без ропота, нести со смирением и с терпением..Тяжело!! Легко говорить со стороны. Каждому из нас легко сказать, легко бывает поддержать другого человека на словах..А когда самому достаётся, то как оно по-другому сразу всё воспринимается. И нам порой достаётся, чтобы мы могли лучше и глубже чувствовать других людей, чтобы могли сочувствовать, могли понимать...Дай, Боже, всем сил и терпения и крепости!..
И помоги нам, Господи, силою Честнаго и Животворящего ТВОЕГО Креста наш Крест житейский пронести и жизнь вечную и радость обрести!»
Стихотворение отца Андрея Логвинова
На Воздвижение
С Иерусалимских мест
Всей Вселенной виден Крест,
Ось святая мирозданья, -
Никому не взять в объезд.


На Вселенском на Кресте
На Голгофской высоте
Нас Господь призвал в объятья:
- Будьте, братья, во Христе!


И, превозмогая боль,
Завещал Он как пароль:
Без Креста нет Воскресенья -
В этом вся спасенья соль.


Чтоб душа могла спастись,
Есть креста и ширь, и высь:
И на плаху шли без страху, -
Ты терпи, и ты молись.


За тебя и за меня
До сегодняшнего дня
Льется кровь с Его Распятья,
Мир от гибели храня.


С Иерусалимских мест
Всей Вселенной виден Крест -
Точно гвоздь, ось мирозданья,



Архиепископ Иоанн Шаховской
1902-1989


* * *
Чем старше мы, тем голос тише,
И часто кто-то нас зовет
Сквозь музыку четверостиший
В какой-то медленный полет.


И сами мы еще не знаем,
В какую радость мы идем,
Окружены уже, как Раем,
Неудаляющимся Днем.


“Странник” — таков псевдоним замечательного мыслителя, богослова, православного поэта, архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Автор глубоких сочинений, касающихся более всего смысла жизни, архиепископ Иоанн почти не известен у себя на родине. А между тем его книги и статьи, его размышления в прозе и в стихотворной форме заслуживают самого внимательного прочтения. В наше время сумасшедшей погони за материальными благами все так быстро изменяется и гибнет. Сочинения архиепископа Иоанна помогают это понять.
Он родился в 1902, скончался в 1989 году. Происходил из аристократической семьи, участвовал в гражданской войне. В 1926 году принял монашеский постриг на Афоне. Служил в православных храмах Югославии, Германии, США.


ПАЛЬЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ


Свет в земные пальцы вкраплен
Откровенья и виденья.
Пальцы — медленные капли
Примиренья и прощенья.
Могут быть они мечами,
Но творил их Бог лучами,
Вечно новыми ручьями
Чистого прикосновенья.


ПОСЫЛКА РОССИИ


Все в мире ветер посылает в ссылку —
И облака, и пыль, и колос ржи.
Из Новодевичева мне пришла посылка
С какой-то русской взятая межи.


Растрепанной пеньковою веревкой
Повязан был простой молитвослов.
Бумага серая цвела неловко,
Но сколько было в нем хороших слов.


О Боге он шептал, с благословенья
Всех солнц и звезд, мерцающих во мгле.
И было небу слышно это пенье,
Сокрывшееся в русской конопле.


ДОВЕРИЕ


Вера, вера, только вера,
Только вера движет светом;
Не поверь-ка инженерам,
Да попробуй жить при этом.


Убедишься очень скоро,
Что спасаться непрестанно
Надо верою в шофера,
Летчика и капитана.


ОТРЕШЕНИЕ


Нам всем дано оставить позади
Всё то, что названо существованьем,
Забыть на час, на день свое дыханье
И только тишину беречь в груди.


И посмотреть на землю не спеша,
Порадоваться о земле немного,
И всё иным увидеть на дорогах,
Как в первый раз увидела душа.


ПЕСНЬ НАЗАРЕТА


Если ходишь по земным дорогам,
Светлый дух в тебе самом — награда.
Не молиться только Богу надо,
Но и жизнью целой петь пред Богом.


Он — Отец. Неси Ему все раны,
Все счастливые свои мгновенья,—
Слезы человечества и пенье
Одинаково Ему желанны.


ЧИСТОТА


Без веры нет, ни в чем, у нас участья.
В садах незримы вечные цветы.
Меж равнодушьем и пристрастьем
Лежит дорога чистоты.
И нет для нас уже пути иного,—
Как вера, чистота земле дана.
Чем чище жизнь, тем тише слово
И сокровенней тишина.


ЛОТОВА ЖЕНА


Душа подобна Лотовой жене,
Не остается долго в вышине.
Оглядываясь на Содом,
Отыскивает там свой дом,
И каменея, смотрит в ту юдoль,
Где смерть свою оставила и боль.


* * *
У порога рая
Мы лежим, умирая,
Горюем, сердимся,
Что с раем не встретимся,
Что жизнь у нас другая
И нету рая.
А рай совсем у порога,
Только ступить немного.


* * *
Мы безумно молимся подчас
И хотим того, чего нельзя нам.
И душа идет у нас туманом,
Вера есть, нo света нет у нас.


Ночь цветет последними огнями,
Утаясь меж бдением и сном.
Подари нам, Боже, это пламя,
Огненный язык в саду ночном.


* * *
“Лови воров”,— кричат по перекресткам.
А люди на углах своих стоят,
Беззвездной тьмой закрытые до пят,
И дождь по ним сечет холодный, хлесткий.
И никому нельзя пойти назад.
А впереди гроза и гулкий град,
И нет домов — сколоченные доски
Вокруг людей, как тысячи преград...
А сотворен был мир, как Божий Сад.


БЕГСТВО ОТ ЧУДА


Я грешен тем, что чуда не хотел
И уходил в поэзию от чуда.
Но только чудом я дышал и пел,
И чудо все стекалось отовсюду.
Сбегало чудо в мир со всех концов,
Со всех страниц, из всех тысячелетий.
Мне открывалось чистое лицо
Любви. И чудо завершалось этим.


* * *
Как хорошо смотреть легко на всех,
На правых, левых, благостных и строгих.
Нам всем даны и крылья, и дороги,
И слезы нам даны, и чистый смех
Иронии, как ветер быстроногий.
Мы — сами авторы своих помех.
И нам не надо уходить куда-то,
Чтоб видеть в каждом человеке брата.


МОЛИТВА О МОЛИТВЕ


Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а — всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.


Нас неба мудрость найти не может
И наша скудость нас мучит, Боже.
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
Мы дышим кровью и рабским потом,
А смерть за каждым, за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий —
Прости нас, Боже, Твои мы дети!


ИСКУССТВО


Цветенье слова сходит с высоты,
Несу Тебе опять свои цветы,
Еще не начинавшие цветенья.
Прости меня за щедрость немоты,
За это бедное изнеможенье
Той медленной любви, что создал Ты.


Из книги “Странник. Избранная лирика
Где нельзя никак в объезд.




Другие статьи в литературном дневнике: