ткани

Нина Тур: литературный дневник

Иная современная модница, представляя это изобилия, замирает от счастья. А много ли тканей может она назвать? Десяток-два названий, ну, в лучшем случае, три. И всё. Наши мамы и бабушки знали больше. Они могут вспомнить забытые репс и мадаполам, маркизет и крепсатин, крепжоржет и крепмарокен, крепдешин, файдешин, бостон..


Да, дамы, всё равно не густо. А ведь наши прапрабабушки могли бы похвастать такими нарядами, что нам и не снились. В немногих сундуках сохранились лёгкие марселиновые и муслинделиновые платья, блондовые на атласных чехлах, бархатные да креповые, шитые золотом на выход, как у главной героини одной из пьес Островского. Там ещё упоминаются шинероялевые, крепрашелевые, кисейные, гроденаплевые да бифмуслиновые. Не названия, а музыка! Впечатляет и количество. Не по одному из каждой материи, а по три, пять, семь, ситцевых - до двадцати штук. Вот гардеробище!


19 век считается вершиной текстильного искусства. Благодаря техническому прогрессу тогда появились сотни разновидностей тканей. Они стали доступными не только для состоятельных дам, но и для женщин среднего достатка. Да и у бедноты был свой текстильный ряд: не только пестрядь, пониток, рединка и сарпинка, но и грезет, демикотон, казинет, марселин..


У классиков отечественной и зарубежной литературы можно прочитать, во что одеты их герои. Иногда это преподносится читателю с большими подробностями.
Наташа Ростова на первый свой бал надела дымковое платье. «Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, выказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала».
Одна мемуаристка описывала своё нарядное платье, которое носила совсем юной девушкой в начале 19-го века: «Белое дымковое, вышитое серебром и пунцовой синелью».
Тонкие ткани в ту прихотливую эпоху любили…



Другие статьи в литературном дневнике: