***

Нина Тур: литературный дневник


Знакомьтесь: Радмир Шайхутдинов
Истинным украшением Гала-концерта, завершившего Международный конкурс, посвященный 140-летию Мажита Гафури, стала песня на слова Гафури «Бер гашыйк с;зл;ре» московского композитора Радмира Шайхутдинова, исполненная казанской певицей Саидой Мухамедзяновой, победительницей ( 2 место) в конкурсе «Голос. Дети.2014». Сейчас этой милой обаятельной девушке 20 лет, она студентка сразу двух учебных заведений: музыкального колледжа и Казанского университета.
Песня, как принято нынче говорить, «взорвала интернет». Впервые в татарской музыке использованы ритмы босса-новы, которая, в свою очередь включает мотивы самбы и блюза. У Радмира Шайхутдинова, несмотря на его молодость, это не случайный и не единичный хит. О других, более значимых, расскажу ниже.
Радмир родом из Уфы, из музыкальной семьи: отец играл в оркестре Оперного театра, мать, Флюра Батталова – певица, Заслуженная артистка Башкортостана.
Здесь он начинал свою музыкальную карьеру. Сначала в музыкальной школе
№ 1 им. Н.Сабитова, затем перешел в ССМК при Институте искусств. Окончив 8 классов, поступил в УУИ на теоретическое отделение. С благодарностью вспоминает своих педагогов Елену Геннадьевну Гуслину, Ирину Викторовну Аполлонову, Галию Раисовну Галееву, Асию Аскатовну Абдуллину. Его научная работа «Моцарт глазами Римского – Корсакова» получила высший балл. Училище искусств Радмир окончил с отличием, и ему было предложено сразу, без экзаменов, стать студентом Екатеринбургской консерватории им. Мусоргского. Однако Радмир целился выше.
Он поехал в Москву и поступил в ГИТИС – РАТИ на факультет «Режиссура музыкального театра» по специальности «Оперная режиссура», мастерская Народного артиста РФ Юрия Константиновича Лаптева.
Здесь требовали не только знание партитуры, но самим играть и петь, а поскольку на курсе было всего три парня, на каждого приходилось по несколько мужских ролей. Критерии оценивания были очень высокие, ведь опера - синтез искусств, зато открывали широкие горизонты.
Два года в качестве ассистента режиссера принимал участие в престижном международном фестивале оперного искусства Промфест ( аббревиатура от эстонского P;rnu Rahvusvaheline Ooperimuusika Festival) в Пярну. Фестиваль проводится каждый нечетный год, начиная с 2001 года, и его художественным руководителем является известный эстонский дирижер Эрки Пехк, с которым Радмир Шайхутдинов имел честь познакомиться и подружиться. Благодаря ему ездил в город Тампере (Финляндия) в 2012 году, где Пехк дирижировал знаменитым мюзиклом французского композитора Клода-Мишеля Шёнберга «Отверженные». Говорит, что был потрясен высочайшим уровнем актеров.
Вернемся к Промфесту. Программа фестиваля рассчитана на молодых исполнителей и зрителей, и состоит из 4 частей: конкурс для молодых оперных певцов имени Клаудии Таев, которая была первым эстонским педагогом по вокалу; оперная постановка, мастер-классы и концерты.
Оперная постановка, которая запомнилась Радмиру, как ассистенту режиссера - это «Пастор из Рейги» (1971). Эстонский композитор Эдуард Тубин, иммигрировавший в 1944 г . в Швецию, поведал в ней историю острова Сааремаа. В сагах упоминаются многочисленные стычки между жителями Сааремаа и викингами, ведь остров был богатейшей землёй древней Эстонии.
В 2011, на юбилейном вечере ( 80-летие) Бориса Григорьевича Тевлина, хорового дирижера, профессора МГК Радмир познакомился с Алексеем Львовичем Рыбниковым.
« Первый среди равных» из четырех композиторов – Алексея Львовича Рыбникова, Эдуарда Николаевича Артемьева, Владимира Сергеевича Дашкевича, Геннадия Игоревича Гладкова - смело сочетающих в творчестве академизм и рок, автор «Юноны и Авось» заметил и не прошел мимо талантливого студента. Рыбников пригласил его в свой, созданный им в 1992 году театр, где сейчас Радмир Рамилевич Шайхутдинов - штатный режиссер и помощник музыкального руководителя. Значительным его достижением стала постановка спектакля «Телефон, или Любовь втроём», которую он остроумно скомпоновал из двух опер, разделенных столетием: « Рита, или Побитый муж» Гаэтано Доницетти ( 1841) и «Телефон» Дж. Карла Менотти (1947). Далее – цитата из интервью самого режиссера:
«В своё время мы сделали очень успешный спектакль “Телефон”. Зал был в восторге, и многие зрители подходили с вопросом: “Неужели это всё?! Придумайте продолжение!” Так и возникла идея объединить оперы Менотти и Доницетти. Я понял, что в опере “Рита, или Побитый муж” те же самые герои, только несколько лет спустя. Мы сделали наш спектакль в стилистике 60х годов XX века, а-ля “Завтрак у Тиффани”. Это не конкретная привязка ко времени, а скорее атмосфера, картинка: граммофон, старинный телефон… В нашем спектакле героиня не расстаётся с телефоном и во второй части. Это своеобразная перекличка с современностью, ведь гаджеты сегодня – неотъемлемая часть нашей жизни». Солисты – Анна Водопетова, Иван Болгов, Михаил Евтюхов.
Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная, никому не подвластная!


Современная женщина, современная женщина!
То грустна и задумчива, то светла и торжественна!
Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости,
Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!


Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,
И заботы служебные, и заботы семейные!
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,
Остается загадкою современная Женщина!


Ромео моего пока что незаметно...
Что ж, подождем его, я очень современна!
Порой берет тоска: ведь нужно быть, к примеру,
Кокетливой (слегка!) и неприступной (в меру!).


Все успеваешь ты: казаться беззаботной
И покупать цветы себе, идя с работы.
Самой себе стирать, себе готовить ужин.
Квартиру убирать с усердием ненужным...


Подруге позвонить - замужней и счастливой
И очень мудрой слыть, быть очень терпеливой.
Выслушивать слова и повторять, не споря:
Конечно, ты права! Мужья - сплошное горе...


И трубку положить, спокойно и устало
И, зубы стиснув, жить, во что бы то ни стало!
И маяться одной, забытой, как растенье,
И ждать очередной проклятый день рожденья...


И в зеркало смотреть и все морщины видеть.
И вновь себя жалеть. А чаще - ненавидеть!
Нести свою печаль, играть с судьбою в прятки.
И плакать по ночам. А утром быть в порядке!


...Скорая помощь по городу, словно по полю!
Голос вселенской беды, будто флаг, вознеси...
(Господи, может быть, что-то случилось с тобою?!)
Улица вся обернулась и замерла вся.


Воплем тугим переполнены сердце и память.
Он оглашает: Успеть бы! Успеть бы! Успеть!..
Вновь с телефонного диска срывается палец!
Скорая помощь пронзает застывший проспект...
Мир озирается. Просит любовь о спасенье.


И до сих пор неподвластны толпе докторов-
Рушатся самые прочные дружбы и семьи.
А у певицы горлом не песня, а кровь!
Голос несчастья над городом мечется снова...


Странно, что в эти минуты, всему вопреки,
Веришь в извечную помощь тихого слова.
В скорую помощь протянутой доброй руки....



Другие статьи в литературном дневнике: