Из воспоминаний А. Д. Сахарова

Яков Рабинер: литературный дневник

Выдержки из воспоминаний А.Д.Сахарова, где сам Андрей Дмитриевич рассказывает о времени, проведенном в больнице им.Семашко и о методах лечения во время объявленной им голодовки, которые применялись к нему:
«11 мая до введения питательной смеси мне ввели в ногу какое-то вещество. Я потерял сознание. Когда я пришел в себя, санитары уже отошли... к стене. Их фигуры показались мне страшно искаженными, изломанными. Эта зрительная иллюзия характерна для... инсульта... В моей записке от 20 мая... бросается в глаза дрожащее, изломанное написание букв, а также двухкратное повторение букв (руука и т.д.). Это тоже очень характерный признак инсульта, носящий объективный и документальный характер.
25-27 мая применялся наиболее мучительный, варварский способ... На нос надевали тупой зажим, так что дышать я мог только через рот. Когда же я открывал рот, чтобы вдохнуть воздух, в рот вливалась ложка питательной смеси. Иногда рот открывался рычагом, вставленным между деснами.
В беседе со мной главный врач О.А.Обухов сказал: "Умереть вам мы не дадим. Я опять назначу женскую бригаду для кормления с зажимом, у нас есть и кое-что еще. Но вы станете беспомощным инвалидом" (кто-то из врачей пояснил: "Не сможете даже сами надеть брюки"). Обухов дал понять, что такой исход вполне устраивает КГБ.
То, что происходило со мной в Горьковской областной больнице летом 1984 года, разительно напоминает сюжет знаменитой антиутопии Орвелла, по удивительному совпадению названной им «1984 год». В книге и в жизни мучители добивались предательства любимой женщины. Ту роль, которую в книге Орвелла играла угроза клетки с крысами, в жизни заняла болезнь Паркинсона.»
Выдержки из воспоминаний Боннэр Е. Г., жены А.Д.Сахарова:
«О женской бригаде я должна рассказать подробней — все, что Андрей мне говорил о них. Это несколько крупных, больших женщин, очень здоровых и сильных. Они приходили насильственно кормить его и в прошлом году. Ими всегда командует такая же крупная женщина-врач. Они валили его, связывали и привязывали к кровати. Все неприятные и неэстетичные моменты, которые могли быть при этом насилии, становились еще труднее переносимыми психологически, когда это происходило при женщинах. Андрей считал, что это нарочно были женщины — чтобы было мучительней. Об этом, в общем не стесняясь, говорил и Обухов, когда летом 1984 год I стращал Андрея, уже снявшего голодовку, но требующего, чтоб его вызвали в суд как свидетеля и наконец выпустили из больницы, которую для него специально превратили в тюрьму. Чуть что — Обухов говорил: «Смотрите, Андрей Дмитриевич, опять женскую бригаду пришлю».
Точно так же в 1984 году Обухов, совсем забыв, что хотя бы по образованию он врач, пугал Андрея болезнью Паркинсона, специально давал книги, где описаны самые тяжелые исходы этой болезни, и говорил: «Умереть мы вам не дадим, а инвалидом сделаем. Вы будете в таком состоянии, что сами штанов расстегнуть не сможете».
Кроме того, Андрей думает, хотя подтвердить этого не может, что были периоды — не все время его пребывания в руках этих лжеврачей, — когда к нему применяли какие-то психотропные препараты, вызывающие сонливость, некую душевную опустошенность, явное снижение волевых возможностей, желание умереть. Рассказ о своих врачах Андрей закончил фразой: «Мои врачи — это Менгеле нашего времени».


Источники:
Фрагмент передачи "Взгляд". О ссылке А.Сахарова: https://www.youtube.com/watch?v=3pk_BWVLl08 (с 2.24 версия главврача Обухова)
Письмо Президенту АН СССР акад. А. П. Александрову и члена Президиума АН СССР от 15 октября 1984 года
Сахаров А. Д. Воспоминания : . - М. : Правда, 1990. - журнал "Знамя"
Музей А.Д. Сахарова
Боннэр Е. Г. Постскриптум : Книга о горьковской ссылке. - М. : Интербрук, 1990. - 333 с.
Газета "Право-защита", выпуск № 1 - октябрь 1995 г.
http://www.uic.unn.ru/hrnnov/rus/nnshr/paper/list1/



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.04.2021. Из воспоминаний А. Д. Сахарова