О метанияхУ Александра Куприна множество дивных рассказов. Но этот – особенный. В нем - о некой молодой даме, ехавшей в поезде с мужем, чиновником и мизантропом, и молодым художником. Всю дорогу муж делал ей замечания, одергивал, контролировал, наставлял, глумился… Потом же, притомившись, крепко спал. А дама, сперва робко и несмело, но постепенно увлекаясь, говорила с молодым художником ночи напролет… Точнее, художник говорил с дамой. Это был совершенно невинные разговоры о вещах посторонних и малозначительных. "... они садились рядом друг с другом, совсем близко, и разговаривали до тех пор, пока у нее не падал от усталости голос. ... О чем они разговаривали - пожалуй, оба на другой день не дали бы себе отчета. Так разговаривают два близких друга после долгой разлуки или брат с сестрою... Один только скажет два слова, чтобы выразить длинную и сложную мысль, а другой уже понял. И первый даже и не трудится продолжать и разжевывать дальше - он уже по одной улыбке видит, что его поняли,- а впереди есть еще столько важного и интересного, что, кажется, и времени не хватит все передать. Оживленный и радостный разговор скользит, извивается, капризно перебрасывается с предмета на предмет и все-таки не утомляет собеседников." Они говорили взахлеб, прекрасно понимая друг друга. Воспоминания детства, чувства, переживания у них были общие, одинаковые, ясные обоим, словно душа у них была одна на двоих. Под раскатистый храп и завывания спящего мужа, они говорили о жизни этой души, говорили шепотом, горячо перебивая друг друга, но стараясь шептать как можно тише, чтобы не нарушить сон грубого, бесконечно чужого им человека. Но он все равно просыпался, поворачиваясь с боку на спину, что-то злобно бормоча в адрес жены. "...Шахову (художнику - Л.А) приходилось не раз в жизни сталкиваться с женщинами умными и красивыми, красивыми и глупыми, умными и некрасивыми и, наконец, с женщинами и глупыми и некрасивыми. Но никогда еще он не встречал женщины, которая так бы с полуслова понимала его и так бы живо и умно интересовалась всем тем, чем и он интересовался, как Любовь Ивановна, которую он знал всего вторые сутки. Только все, что у него было заносчиво, резко и горячо,- у нее облекалось в какую-то неуловимо милую и нежную доверчивость, соединенную с изящной простотой. И лицом ее, немного бледным и утомленным, он не уставал любоваться во все время дороги..." В конце концов художник пронзительно ясно понял, что никогда, никогда более не встретит столь близкой и родственной души, с которой так просто и радостно быть вместе, с которой столь счастливо можно жить… Они решились. Просто вышли вместе на забытом Богом разъезде, даже не взяв багажа дамы. Вышли в полную неизвестность… Ведь время действия рассказа – предреволюционные годы начала двадцатого столетия. И мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба наших героев. Прожили они счастливо, состарились вместе и умерли в один день, или сгинули в ужасных и кровавых водоворотах революции – Бог весть. Но речь не об этом. А о том, что жизнь сама по себе очень коротка. А еще существуют революции, войны, старость… И о том, что свою «половинку» человек встречает только раз, и то если очень повезет. Но везет, увы, далеко не всем. Обычно взаимопонимание приходится «нарабатывать» годами тяжкого труда, добывать видимое «благополучие» ценой многочисленных, больших и маленьких жертв, потерь и уступок. А так, чтобы все и сразу - и полное понимание, и духовная близость — это если только изольется милость Божья на наши недостойные головы! Но и восприняв Благодать, очень немногие понимают, что им выпало огромное счастье — встретить родственную душу. А из тех, кто понимает, лишь единицы отчаиваются на один-единственный шаг «в никуда». Большинство остается «в вагоне», машет на прощанье мокрым от слез платком, глядя зареванными глазами в окно, а потом всю жизнь тоскует об утраченной возможности любви. Ведь рисковать-то – страшно! Гарантий счастья не существует. Да и чемоданы с нажитым барахлом жалко оставлять. А уж менять сложившееся и устоявшееся течение жизни – так просто казнь египетская! Что ж, это так по-людски, и так понятно… Но поезд ждать не будет, он уходит всегда. Даже если души не хотят разлучаться… Рассказ Куприна называется "На разъезде" © Copyright: Александр Лебедевъ, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|