О писательских блоках

Александр Лебедевъ: литературный дневник

Когда не пишется то, что писать крайне нужно, и именно сейчас, в качестве "пилюль" полезно делать два упражнения.
Первое упражнение - "таймер". Оно подробно описано в книге Хиллари Реттиг "Писать профессионально". Там, кстати, вообще много конкретных и полезных советов можно найти... Что касается "таймера", тут все просто: ставите таймер на любом гаджете, от будильника до смартфона, на 5-10-20-30 минут, и пишете, все, что приходит в голову. Не отдельные предложения, а связный текст. Желательно, на какую-то определенную тему. Пишете, "не отрывая пера от бумаги", не редактируя, не исправляя. Главное - "позволить тексту писать себя". Цель этого упражнения - выработать этот исключительно полезный навык (повторяю) - умение "позволять тексту писать себя". (Подробности смотрите в книге Реттиг, она есть в сети, и стоит недорого).
Второе упражнение посложнее, но, на мой взгляд, эффективнее снимает блоки. Его я почерпнул в книжке Ларри Брукса «Выстраивание литературной истории» (она тоже не редкость). Упражнение крайне полезно для улучшения понимания построения сюжета произведения. Для его выполнения нужно хорошо знакомое произведение (кино или литературы) и некоторое количество свободного времени. Суть: просмотрев эпизод кинофильма (или прочитав главу романа), записать ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ФИЛЬМА (романа), то есть, определить, какую функциональную нагрузку несет этот эпизод.
Обратите внимание: не нужно описывать содержание сцены, нужно записать ее ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФИЛЬМА. Например: если во время снегопада к перрону маленькой станции подходит поезд, то ЗНАЧЕНИЕ этой сцены - показать место действия и погоду как антураж (в хорошем фильме все работает на ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ, в том числе и антураж). Более подробно это упражнение (с примерам) разобрано в книге Ларри Брукса. (Прочтите ее, не пожалеете.) В итоге у вас получится 50-60-70 записей, которые и составляют СТРУКТУРУ фильма, его "каркас".
Выгода двойная. Первое: вы получите на руки "шаблон", по которому делается большинство успешных фильмов в этом жанре. Чем больше будет просмотрено фильмов таким образом, тем больший опыт в структурировании своих опусов вы приобретете. И второе: в процессе разбора фильмов (романов, пьес, рассказов, и тд) практически гарантированно приходит понимание собственного "затыка".
Попробуйте.



Другие статьи в литературном дневнике: