О писателях

Александр Лебедевъ: литературный дневник

«Ненавижу, когда режиссёр навязывает себя, когда он как бы заигрывает со зрителем, пытаясь растрогать его: "Смотри, что я сделал! Смотри, как это символично!" Здесь, в немецком театре, когда играют "Принца Гомбургского" Клейста, по всей сцене раскидан картофель, и у вас возникает естественный вопрос: "Почему? Зачем на сцене столько картофелин, что актёрам всё время приходится обходить их или натыкаться на них?" "А потому, что вы должны знать: цель режиссёра — донести с предельной ясностью до зрителя, что Пруссия того времени была аграрной, крестьянской страной". Таким способом режиссёр вторгается в пьесу, обращаясь при этом не столько к зрителям, сколько к критикам. Он общается с критиками через головы актёров и зрителей. И это сейчас очень модно здесь, в Германии, такой неврастенический способ общения. Они его просто обожают... Критикам он тоже пришёлся по душе. Дело в том, что здесь очень сильна театральная традиция; каждый театрал видел "Тартюфа" пять раз, "Фауста" — десять, "Принца Гомбургского" — шесть. И таким образом, как говорят немцы, надо оставить себе то, что нравится. Необходимо придумать что-то новенькое. А критик сидит в зале и рассуждает: "Ага! Я видел эту пьесу в 1943 году в Берлине, или в Касселе, или ещё где-нибудь", — у них здесь сто десять городских театров. Это невероятно!.. Например, свалка на сцене. Немцы любят заваливать сцену всяким мусором, чтобы продемонстрировать гниль буржуазного мира. Но, видите ли, при этом они постоянно находятся как бы в истерике, их не покидает чувство, что всё уже давно сделано. И, к сожалению, они не всегда понимают: единственное, что необходимо играть, — это сама пьеса. Только играя пьесу, всегда достигнешь новизны, если, конечно, твоё создание не мертво. Если спектакль полон жизни, он всегда будет новым, потому что разные люди ставят спектакли, играют на сцене и смотрят из зала… У меня нет стремления быть обновителем традиций. Хочу только ставить пьесы, пытаться ставить их так, чтобы они жили в сердцах людей. Это моя единственная цель. Я читаю пьесу, она живёт во мне». (с) Ингмар Бергман. Из интервью.



Другие статьи в литературном дневнике: