Эль Мюрид - Приглашение к переговорам

Дон Борзини: литературный дневник

Еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович пригласил в январе Россию и Украину на новый раунд трехсторонних переговоров по газу. Эти переговоры - мероприятие регулярное, однако 19 год - знаковый. Россия и Украина должны заключить транзитный договор по поставке газа в Европу. Отягчающими факторами этих переговоров является строительство двух российских Потоков - Северного и Турецкого, а также сопряженной с ними европейской транспортной инфраструктуры, и американский газ с Восточного побережья.


19 год будет напряженным, и чем ближе дата 31 декабря 19 года, тем более ожесточенной будет ситуация вокруг украинского транзита. Задача Европы - обеспечить свою энергетическую безопасность, задача США - создать неприемлемые для этой безопасности риски, связанные с поставками российского газа, и увязать их со своими возможностями по поставке СПГ. Задача Кремля - удержать свою долю рынка в Европе. У Украины тоже, естественно, есть свои интересы, но утратив суверенитет, она является лишь инструментом этой борьбы. Поэтому ее позиция, как подчиненная, в уравнение если и будет входить, то только в виде совершенно определенного аргумента.


США жестко указывают европейцам на то, что они ведут себя крайне двусмысленно: с одной стороны осуждают Россию за агрессию против Украины и даже вводят санкции, с другой стороны, поддерживают идею Северного потока-2, ради которого Кремль и создал неприемлемые риски на украинском направлении. Вы определитесь, - говорят в Вашингтоне. Если вы в Германии поддерживаете проект Северный поток-2, то тем самым вы идете на поводу у Путина, который только ради этого и разрушил европейскую безопасность аннексией Крыма. Одной задницей на двух стульях усидеть не получится, вы уж выберите что-то одно.


Это, нужно отметить, весомый аргумент, однако вся проблема США в том, что им пока мало что есть предложить - только к 21-22 году они смогут запустить достаточный по объемам конвейер поставок СПГ с Восточного побережья.


Фактически европейцы стали заложниками двух шантажистов - России и США, и им нужно выбрать, кто из них для них более приемлем.Очевидно, что стратегически при таком выборе предпочтение будет отдано США - путинская Россия в силу своей токсичности и политической неадекватности выглядит совершенно неубедительно в плане полноценного партнерства. Тем не менее на нынешнем этапе аргументы Кремля более весомы - у США просто нет столько газа, чтобы Германия могла вести диалог с Путиным в жестком тоне.


Однако как раз потому, что Европа так или иначе, но отдаст предпочтение американскому газу, транзитный договор с Украиной для европейцев так важен. Украина абсолютно никому не интересна - она объект. Поэтому именно ее транзит и должен стать разменной монетой, именно его Европа будет замещать американским газом. И именно поэтому для Европы важно увязать объем украинского транзита с будущими объемами поставок американского газа, не трогая при этом поставки по Северному потоку-2.


Для США картина выглядит иначе - Штаты рассчитывают на Украину в политическом плане - получить союзную себе и враждебную Кремлю территорию, буквально в 400 километрах от Москвы - это очень серьезное достижение американской политики. Поэтому содержать Украину должен, конечно же, Кремль. Не Америка же. Именно поэтому американцы нацелены на минимизацию поставок российского газа по маршруту Северного потока-2, а еще лучше - вообще ликвидацию этого проекта. Тогда Кремль будет вынужден прокачивать по Украине максимальные объемы газа, платя за транзит и тем самым финансируя территорию, на которой США будут постепенно выстраивать свои структуры угрозы этому самому Кремлю. А когда Штаты будут готовы к поставкам достаточных объемов газа в Европу, они пожертвуют украинским транзитом. Это важный момент, так как в этом варианте именно США будут принимать решение, как, когда и в каких объемах украинский транзит будет сокращен. Не европейцы. Это - тоже инструмент политики, но уже в отношении Европы.


Собственно, вокруг этих двух вариантов противодействия планам Кремля по обходу Украины и будут проходить в 19 году переговоры Европы, России и Украины. У Кремля есть своя слабая позиция - Турецкий поток. 15 миллиардов кубометров транзитного объема вместо 47 (одна труба вместо трех), как было запланировано перед сирийской войной - это, конечно, полный провал и явное поражение в сирийской кампании. Собственно, именно благодаря этому провалу переговоры с Украиной по транзиту стали неизбежными. При этом до сих пор неясно, как именно будет эксплуатироваться транзитная труба Турецкого потока - Газпром официально не публикует маршрут поставок газа по этому направлению. А это тоже вопрос, который напрямую будет увязан с необходимостью прокачки газа по украинской территории.


Сказать, что переговоры будут крайне непростыми - не сказать ничего. Тем более, что все варианты уязвимы для политических манипуляций и силовых решений. Возможное обострение обстановки на Украине и в Черном море - это угроза, которая будет в 19 году лишь обостряться. Уже сейчас можно с уверенностью говорить и о провокациях, и об инцидентах, которые будут увязываться с переговорами по газу и служить дополнительными аргументами сторон. Позиция Кремля здесь очевидно слаба, так как инициативой он практически не владеет, а потому может лишь реагировать на действия любых "партнеров", причем его реакция традиционно провальна и неадекватна, как это произошло в керченском инциденте.




Другие статьи в литературном дневнике: