Тема Великой Отечественной войны - неувядающая. К ней постоянно обращаются российские художники разных поколений, выявляя в своих работах то основное, глубинное, что составляет суть советского характера, стремясь многогранно и всесторонне рассказать о событиях той поры, о подвиге советского человека.
Известно, что с первых дней войны ушли на фронт более шестисот художников. Орловский живописец Георгий Васильевич Дышленко один из тех, кто прошёл трудный путь солдата, находясь с первых дней войны и до победного её окончания на разных фронтах.
Он участвовал в боях под Смоленском, в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, освобождал города Орёл и Брянск, Венгрию Австрию, Чехословакию. Победу встретил под Москвой.
Примечательно, что именно за мужество, проявленное при освобождении орловской земли, гвардии старший сержант Дышленко был удостоин ордена Красной Звезды.
Тема Великой Отечественной войны, решаемая в разных аспектах и разных жанрах, занимает видное место в творчестве художника. Картина "На Орловско-Курском направлении", пейзажи "Орёл в первые дни освобождения", "Лицо войны", "Вестники войны", "Утро на Зуше" - во всех этих работах художник стремится отразить конкретные события.
Путь в искусство, как правило, бывает долгим и тернистым. Так именно и было у Георгия Васильевича. Сначала яркие, на всю жизнь запомнившиеся впечатления детства: Украина, Новодеркульский конный завод, бескрайние степи, на которых паслись табуны лошадей. Быстро промчалось детство с романтикой ночных костров. В 1934 году он уже студент Харьковского художественного училища. На втором курсе Георгий Дышленко получил первую премию на конкурсе за эскиз "Т. Г. Шевченко в Петропаловской крепости". После окончания училища стал студентом Харьковского государственного художественного института. Однако учёба была прервана службой в армии, а через два года началась война.
Демобилизовавшись, Г. В. Дышленко прочно связывает свою судьбу с коллективом орловских художников. Работа, учёба. В 1954 году закончил Харьковский государственный художественный институт (батальную мастерскую под руководством профессора П. И. Котова). Через год участвует в республиканской выставке в Москве картиной "Табунщики", потом - во Всесоюзной выставке, посвящённой 50-летию революции 1905 года экспонирует портрет участника революционных событий на Орловщине Т. П. Зыбина.
В мужественно-героическом плане решает художник образ Зыбина. Он даёт обстоятельную характеристику этому человеку. В Нарышкинском уезде Зыбин принимал участие в крестьянских восстаниях, в распределении земель, конфискации помещичьих имений. Художник стремиться к предельному лаконизму изобразительных средств, отбирая только самое главное, благодаря чему ему удаётся создать яркий, запоминающийся характер человека нелёгкой судьбы. Портрет отличается простотой композиционного построения, написан в приглушённой красочной гамме, которая как нельзя лучше раскрывает героическое содержание образа.
В 1957 году Г. В. Дышленко создаёт одну из лучших своих картин "Вручение знамени ВЦИК 1-й Конной армии". М. И. Калинин, стоя на тачанке, вручает Красное знамя Первой Конной армии С. М. Будённого. Образы взволнованных кавалеристов, торжественно замерших в строю, командармы С. М. Будённый и К. Е. Ворошилов, привставшие на стременах и отдающие честь Председателю ВЦИК, тонко передают легендарное время.
Творчество Г. В. Дышленко не ограничивается батальной темой. Он много работает над пейзажем, пишет портреты своих современников, жанровые картины. В произведениях, выполненных художником в 60-годы, "Парторг колхоза", "Орловские коневоды", "Поля убраны", в портретах животновода А. И. Ермакова и кукурузовода П. Е. Сапунова Георгий Васильевич стремится к отражению современности. Тема крестьянского труда, столь любимая художником, успешно продолжена им в жанре натюрморта, лучшим из которых можно считать "Орловский хлеб" (1974 год).
Год 1960-й. Г. В. Дышленко вместе с участниками Великой Отечественной войны А. И. и Л. И. Курнаковыми создаёт для областного краеведческого музея диораму "Орловская битва".
Эта же тема продолжена Георгием Васильевичем в картине "На Орловско-Курском направлении", где автор показывает один из эпизодов войны, когда произошёл перелом в битве на знаменитой дуге. Тут, конечно, использованы личные впечатления. Картина построена как крупнофигурная композиция. Основное внимание в ней уделено передаче психологического состояния персонажей.
Драматизм, даже трагичность пронизывает работы художника "В первые дни освобождения", " Лицо войны" и другие. В них - потрясающая правдивость изображения, страстность, накал гражданских чувств.
Годы войны нучили художника ещё больше любить свою Родину, жизнь, всё светлое и прекрасное в ней. Отсюда понятна его любовь к пейзажной живописи. Спокойное-повествовательные полотна не только сюжетом, но и самим ритмом утверждают мир, гармонию человека и природы. Но орловская природа - это природа Тургенева. Появляется целая серия пейзажей, посвящённых Спасскому. Художник работает над ней на протяжении многих лет. "Осень в Спасском", "Беседка Рудина", "Савинский пруд", "Май в Спасском-Лутовиново", " Аллея в Спасском". Он умеет увидеть и показать непритязательную красоту, наполнить её цветом и светом.
40-летие Победы над фашизмом. Вместе со всем советским народом, в едином строю с орловскими художниками - участник сражения Геогий Васильевич Дышленко. Творческую силу черпает он в родной земле, в её людях и природе. Г. ОРЛОВА. Орловская Правда