Кое-что из теории бихевиоризма

Оксана Мурзина: литературный дневник

Сегодня бихевиоризм в психологии – это отдельное фундаментальное направление, в котором можно выделить несколько основных положений. Мы дадим их в краткой форме, а тем, кто захочет глубже погрузиться в тему, советуем изучить работы Торндайка, Уотсона и других авторов:


предметом бихевиоризма является изучение поведения человека и животных;
изучение лучше всего проводить методом наблюдения;
все существование человека, как в психическом, так и в физиологическом плане, определяется его поступками;
действия человека и животных обоснованы их двигательными реакциями на внешние раздражающие факторы – стимулы;
если известно, что это за раздражитель, то можно с большой точностью предопределить и ответную реакцию;
отсюда главная цель бихевиоризма – предсказать возможное поведение особи;
при использовании схемы «стимул – реакция» ответные действия людей и животных можно предопределить и держать под контролем;
реакции индивида могут быть наследственными (безусловные рефлексы) или приобретенными (условные рефлексы);
привычное поведение человека является следствием обучения, в процессе которого успешные реакции повторяются много раз и в результате запоминаются, превращаясь в автоматические и легко воспроизводимые;
выработка условных рефлексов формирует навыки;
к навыкам относятся мышление и речь;
не растерять приобретенные навыки помогает механизм памяти;
развитие психических реакций происходит в течение всей жизни;
на процесс развития психических реакций влияет окружающая среда – условия жизни, близкие люди и т.д.;
проявление эмоций – это своеобразная реакция на поступающие извне положительные и отрицательные стимулы.


Из этих тезисов становится ясно, почему идеи нового направления в психологии оказали такое заметное влияние и на сообщество ученых, и на обывателей. Передовое учение поначалу окружал искренний энтузиазм, но ничего не бывает в науке только хорошего или только плохого. Любое научное движение имеет свои плюсы и минусы. Есть они и у бихевиоризма:


Для своего времени бихевиоризм стал передовым методом, направленным на изучение поведения. Это понятно, поскольку до его появления наука занималась изучением одного лишь сознания, не учитывая влияние на него объективной реальности. Но и со своей стороны бихевиористы тоже подошли к решению проблемы однобоко, не рассматривая сознание вовсе.
Приверженцы учения изучали поведенческие функции человека и животных только с помощью метода наблюдения. В результате они полностью игнорировали не только сознание, но и психические, и физиологические процессы, внешние проявления которых были недоступны наблюдениям.
Из теории бихевиоризма следовало, что ученый может направлять поведение индивида в соответствии со своими нуждами и задачами. Но такой подход к изучению получился безжизненным, поведение объекта объяснялось набором самых элементарных реакций. Сама личность человека не имела для ученых никакого значения.
Поэтому все практические изыскания бихевиористов базировались на лабораторном эксперименте. В их работу входили также опыты не только над животными, но и над людьми. Особых различий между поведением людей, зверей и птиц они не установили.
Последователи бихевиоризма определили механизм выработки навыков у человека без учета мотивации и психического фактора – а ведь именно они служат основой его функционирования. К тому же они совершенно не учитывали влияние социального фактора.
Эти существенные с точки зрения современной психологии недостатки довели некогда прогрессивное научное направление до такого состояния, что оно не поддавалось уже никакой критике. Но с подведением итогов мы пока повременим. Чтобы представить полную картину учения, следует познакомиться с направлениями, возникшими на основе классического бихевиоризма, а также с наиболее известными их последователями.


Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона
Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Своими исследованиями он пытался поднять психологию до уровня естественных наук, чтобы при ее изучении можно было пользоваться объективными методами.


В своих работах Уотсон выделял методы классического научения, когда организм объединяет различные стимулы. Например, если звук колокольчика является условным раздражителем, то выделение слюны у собаки в ответ на этот звук – условный рефлекс. При таком виде научения результатом становятся непроизвольные, автоматические действия.
Организм и человека, и животного умеет приспосабливаться к окружающему миру, используя для этого врожденные и приобретенные навыки поведения. По Уотсону все психические действия воспринимались как поведение. Другими словами, поведение – это объединение реакций организма на стимулы, по принципу «стимул – реакция». Джон Уотсон был уверен, что, если подобрать правильный стимул, то можно сформировать в индивиде нужные навыки и качества.
Когда русский физиолог И.П. Павлов открыл и описал классические условные рефлексы, он и не предполагал, что его исследования лягут в основу бихевиоризма. Уотсон внимательно изучил работы Павлова и пришел к выводу, что наблюдение за поведением индивида сводится к описанию стимулов (S) и реакций (R). Хотя сам Павлов считал данный вывод ошибочным и утверждал, что его просто не так поняли.


Чтобы доказать правильность бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер решили поставить эксперимент, который вошел в историю науки как «маленький Альберт».


Для своих экспериментов Уотсон и Рейнер выбрали нормально развитого 11-месячного малыша Альберта. Сначала, они проверили реакцию Альберта на то, что он видел у них в руках – белую крысу, маску, горящую бумагу и хлопковую пряжу. Ни один из предметов не вызвал страха у ребенка.


Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона
Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона
Затем они решили сформировать реакцию страха. В тот момент, когда Альберту давали поиграть с белой крысой, один из экспериментаторов сильно бил молотком по металлическому листу, но так, чтобы малыш его не видел. Альберта громкий звук удара каждый раз пугал. В дальнейшем ребенок стал бояться и белой крысы, хотя звука в момент ее появления могло и не быть. В результате у маленького Альберта закрепился условный рефлекс страха на крысу.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.10.2023. Кое-что из теории бихевиоризма