5 хороших стихов про Новый год и Рождество

Ольга Благодарёва: литературный дневник

***
1. Печальное стихотворение от Марины Цветаевой - "Новый год я встретила одна":
Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна,
Я, крылатая, была проклятой.
Где-то было много-много сжатых
Рук — и много старого вина.
А крылатая была — проклятой!
А единая была — одна!
Как луна — одна, в глазу окна.


Многие, так уж выходит, встречают праздник одни: любимый человек на ночной смене или просто нету никого... Не пугайтесь этого! Тут важно попробовать увидеть в этом не слабость, а силу. Подумать о себе, о своих желаниях, о планах на новый год грядущий. Использовать это время себе во благо, а не позволять опуститься в пучину отчаяния от одиночества. Но и, конечно, задуматься... О приоритетах жизненных, о том, что важно, и что изменить стоит.
*
2. Философское, короткое стихотворение Осипа Мандельштама "Сусальным золотом горят в лесах рождественские ёлки...":
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!


Мне оно очень понравилось. Хотя такое маленькое, но кажется многослойным, может восприниматься по-разному, вызывать много разных эмоций и размышлений. Просто и с насыщенным вкусом!
*
3. Философское стихотворение от Беллы Ахмадулиной - "31 декабря":
Этот день — как зима, если осень причислить к зиме,
и продолжить весной, и прибавить холодное лето.
Этот день — словно год, происходит и длится во мне,
и конца ему нет. О, не слишком ли долго все это?


Год и день, равный году. Печальная прибыль седин.
Развеселый убыток вина, и надежд, и отваги.
Как не мил я себе. Я себе тяжело досадил.
Я не смог приручить одичалость пера и бумаги.


Год и день угасают. Уже не настолько я слеп,
чтоб узреть над собою удачи звезду молодую.
Но, быть может, в пространстве останется след,
или вдруг я уйду — словно слабую свечку задую.


Начинаются новости нового года и дня.
Мир дурачит умы, представляясь блистательно новым.
Новизною своей Новый год не отринет меня
от медлительной вечности меж немотою и словом.


Очень созвучно моим лично чувствам - ведь 31-ое декабря, действительно, день, равный году, когда мы задумываемся, подводим итоги, разочаровываемся из-за несбывшихся планов, чтобы уже завтра, 1 января, строить НОВЫЕ!
*
4. Важное (очень!) стихотворение от Анны Ахматовой - "Новогодняя баллада":
И месяц, скучая в облачной мгле,
Бросил в горницу тусклый взор.
Там шесть приборов стоят на столе,
И один только пуст прибор.
Это муж мой, и я, и друзья мои,
Мы Новый встречаем год,
Отчего мои пальцы словно в крови
И вино, как отрава, жжёт?
Хозяин, поднявши первый стакан,
Был важен и недвижим:
«Я пью за землю родных полян,
В которой мы все лежим»,
А друг, поглядевши в лицо мое
И вспомнив Бог весть о чем,
Воскликнул: «А я за песни ее,
В которых мы все живём».
Но третий, не знавший ничего,
Когда он покинул свет,
Мыслям моим в ответ
Промолвил: «Мы выпить должны за того,
Кого ещё с нами нет».


Помните, есть строки у Митяева в песне "Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались"? - Он поет: "И всё же с болью в горле о тех сегодня вспомним, чьи имена как раны на сердце запеклись. Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним..." Мне кажется очень важным вспоминать в эту ночь и "печальное" - тех, кого "еще", "сейчас" или "уже!" с нами нет. Каждый увидит тут свое. Память - это самое ценное.
*
5. Тёплые, уютные, заряжающие новогодним настроением замечательные стихи Беллы Ахмадулиной - "Какое блаженство, что блещут снега":
Какое блаженство, что блещут снега,
что холод окреп, а с утра моросило,
что дико и нежно сверкает фольга
на каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
восходят над скукою прочих имуществ,
томительность предновогодних недель...


Это мое любимое и такое светлое стихотворение! - О радости простых мелочей вокруг нас, бытовых таких, вроде бы, а в то же время и волшебных.
*
А какие у вас любимые стихотворения про Новый Год и Рождество?




Другие статьи в литературном дневнике: