Александровская колонна Отрывок из статьи Огюст де Монферран — великий архитектор "Страна, находящаяся под небесным покровительством Водолея, и ставшая домом для сотен талантливых инженеров, архитекторов, художников и ученых со всей Европы, влекла Водолея Монферрана как магнит. Поражение Наполеоновской армии в войне и триумф русского оружия подтолкнули архитектора к выбору нового места приложения усилий. Можно было бы упрекнуть Огюста Рикара в предательстве национальных интересов, ведь он участвовал в войне в составе наполеоновской гвардии, пока не получил ранения в битве при Лейпциге. Но если учесть, в какой обстановке прошло детство и юность Монферрана (безумие французской революции, восшествие на престол императора Наполеона и его поражение в войне с Россией), то станет понятна степень разочарования молодого француза в национальной идее. Ему хотелось мира, покоя и возможности творить. Не удивительно, что среди проектов, предложенных Монферраном к рассмотрению его Величеству Александру I, был проект «Колонны в честь всеобщего мира», в которой угадываются очертания будущей Александровской колонны, воздвигнутой им в 1830-1834 годах. Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге Колонна в память императора-победителя стала своеобразным русским ответом на воздвижение в Париже Вандомской колонны, прославляющей победы наполеоновских армий. Причем за русских ответил никто иной, как француз Монферран, участвовавший в войне на стороне Франции — таковы причуды истории. Но как бы там ни было, Александровская колонна, ставшая оптическим фокусом Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, градостроительным контрапунктом и просто украшением города на Неве, явилась лучшим примером творческого синтеза европейской инженерной мысли и поистине русского размаха. Высота Александровской колонны (47,5 м) больше Вандомской. Но главное отличие петербургского монумента состоит в том, что он вырублен из единого огромного гранитного монолита. Аналогов этой колонне в мире нет, хотя прототипы, конечно, имеются (колонна Траяна в Риме, колонна Нельсона в Лондоне, Вандомская колонна в Париже). Что может быть величественнее природной красоты и мощи гранита, подчеркнутой удивительной красотой пропорций, лаконизмом формы и чистотой линий? Монферран оставил поверхность колонны гладкой, лишив ее каннелюров, в чем оказался абсолютно прав. Горящий на солнце гранитный монолит возносит фигуру ангела, лицу которого придано портретное сходство с императором Александром I на высоту пятнадцатиэтажного дома. Колонна покоряет всякого, кто хотя бы раз оказывался подле нее. Доставленная из каменоломен по Финскому заливу на специально построенной для этого барже, колонна была поставлена на пьедестал 30 августа 1832 года всего за 1 час 45 минут с помощью оригинальной системы лесов и кабестанов, разработанной инженером Бетанкуром. Это был настоящий триумф инженерной мысли! Уникальность центровки колонны и точность геометрических расчетов позволяют удерживаться колонне точно на своем месте вот уже более чем полтора столетия на топких болотистых грунтах устья Невы. Не имеющая аналогов по сложности инженерная задача подъема колонны в честь российского императора была блестяще решена французами: де Бетанкуром и де Монферраном. Дабы исключить возможные непредвиденные трудности, связанные с установкой монолита, Монферран в 1832 г. разработал специальную инструкцию «О приготовлениях к поднятию Александровской колонны и о порядке при сем производстве». По расчетам архитектора для этой операции необходимо было участие двух тысяч девяноста человек, обслуживающих шестьдесят гигантских воротов. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы инженерные расчеты подвели французского гения (или авантюриста?). Вся прожитая жизнь Монферрана (а это — 46 лет) висела в этот момент на волоске подобно огромной гранитной колонне, удерживаемой в воздухе сложнейшей паутиной канатов. Источник: astro.kh.ua © Copyright: Вера Ивановна Ольгина, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|