Александровская колонна

Вера Ивановна Ольгина: литературный дневник

Отрывок из статьи Огюст де Монферран — великий архитектор
http://astro.kh.ua/08/--/3/


"Страна, находящаяся под небесным покровительством Водолея, и ставшая домом для сотен талантливых инженеров, архитекторов, художников и ученых со всей Европы, влекла Водолея Монферрана как магнит. Поражение Наполеоновской армии в войне и триумф русского оружия подтолкнули архитектора к выбору нового места приложения усилий. Можно было бы упрекнуть Огюста Рикара в предательстве национальных интересов, ведь он участвовал в войне в составе наполеоновской гвардии, пока не получил ранения в битве при Лейпциге. Но если учесть, в какой обстановке прошло детство и юность Монферрана (безумие французской революции, восшествие на престол императора Наполеона и его поражение в войне с Россией), то станет понятна степень разочарования молодого француза в национальной идее. Ему хотелось мира, покоя и возможности творить. Не удивительно, что среди проектов, предложенных Монферраном к рассмотрению его Величеству Александру I, был проект «Колонны в честь всеобщего мира», в которой угадываются очертания будущей Александровской колонны, воздвигнутой им в 1830-1834 годах. Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге Колонна в память императора-победителя стала своеобразным русским ответом на воздвижение в Париже Вандомской колонны, прославляющей победы наполеоновских армий. Причем за русских ответил никто иной, как француз Монферран, участвовавший в войне на стороне Франции — таковы причуды истории. Но как бы там ни было, Александровская колонна, ставшая оптическим фокусом Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, градостроительным контрапунктом и просто украшением города на Неве, явилась лучшим примером творческого синтеза европейской инженерной мысли и поистине русского размаха. Высота Александровской колонны (47,5 м) больше Вандомской. Но главное отличие петербургского монумента состоит в том, что он вырублен из единого огромного гранитного монолита. Аналогов этой колонне в мире нет, хотя прототипы, конечно, имеются (колонна Траяна в Риме, колонна Нельсона в Лондоне, Вандомская колонна в Париже). Что может быть величественнее природной красоты и мощи гранита, подчеркнутой удивительной красотой пропорций, лаконизмом формы и чистотой линий? Монферран оставил поверхность колонны гладкой, лишив ее каннелюров, в чем оказался абсолютно прав. Горящий на солнце гранитный монолит возносит фигуру ангела, лицу которого придано портретное сходство с императором Александром I на высоту пятнадцатиэтажного дома. Колонна покоряет всякого, кто хотя бы раз оказывался подле нее. Доставленная из каменоломен по Финскому заливу на специально построенной для этого барже, колонна была поставлена на пьедестал 30 августа 1832 года всего за 1 час 45 минут с помощью оригинальной системы лесов и кабестанов, разработанной инженером Бетанкуром. Это был настоящий триумф инженерной мысли! Уникальность центровки колонны и точность геометрических расчетов позволяют удерживаться колонне точно на своем месте вот уже более чем полтора столетия на топких болотистых грунтах устья Невы. Не имеющая аналогов по сложности инженерная задача подъема колонны в честь российского императора была блестяще решена французами: де Бетанкуром и де Монферраном. Дабы исключить возможные непредвиденные трудности, связанные с установкой монолита, Монферран в 1832 г. разработал специальную инструкцию «О приготовлениях к поднятию Александровской колонны и о порядке при сем производстве». По расчетам архитектора для этой операции необходимо было участие двух тысяч девяноста человек, обслуживающих шестьдесят гигантских воротов. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы инженерные расчеты подвели французского гения (или авантюриста?). Вся прожитая жизнь Монферрана (а это — 46 лет) висела в этот момент на волоске подобно огромной гранитной колонне, удерживаемой в воздухе сложнейшей паутиной канатов.
Столь эпическое событие как водружение на пьедестал Александровской колонны, разумеется, не могло произойти в судьбе архитектора в какой-то случайный момент. Сравнив положение планет 30 августа 1832 года с данными натальной карты Монферрана, мы обнаруживаем помимо лунара, обращения Марса и Хирона, факт точнейшей противофазы лунных узлов! (с точностью не то что до градуса, а всего лишь до четырех минут!). Это обстоятельство является убедительным доказательством значимости цикла лунных узлов для жизни человека. В момент противофазы Раху и Кету меняются местами, наполненная чаша прошлого изливается в еще пустую чашу будущего, и в это время каждый получает то, что заслужил, накопил за последние восемнадцать с лишним лет. Практически весь означенный период (18,6 лет) Монферран посвятил России, спроектировав немало особняков, домов, вокзалов и прочих сооружений. Мысль переехать в Россию укрепилась в голове французского архитектора как раз на предыдущей противофазе Лунных узлов в возрасте 28 лет. Водружение колонны В его судьбе цикл Лунных узлов работал точно как часы — ведь в космической карте Монферрана Солнце находилось в точном соединении с Восходящим узлом лунной орбиты, что, безусловно, не могло не придать характеру архитектора примет особой выделенности, некой судьбоносности, ощущения того, что на его плечах лежит огромная ответственность. Огюст Рикар де Монферран не боялся менять судьбу: сначала он взял псевдоним, затем переехал в другую во всех смыслах этого слова страну, а после взялся за воплощение грандиозных замыслов, на которые мало кто бы отважился. Так и должен вести себя человек, в гороскопе которого Солнце находится в соединении с восходящим узлом в Водолее. Преодоление — основная мистерия судьбы Монферрана. В его уникально символичном для архитектора гороскопе главное светило соединено неразрывными узами (кармическим узлом) с Сатурном — планетой архитекторов и строителей. Одним из аллегорических символов Сатурна, образно выражающих его астральную функцию, является вертикальный стержень, колонна, имеющая прочное основание и воплощающая идею стойкости и незыблемости. Что может быть более символичным для архитектора с такими астрологическими данными и сильнейшим Сатурном в зените гороскопа, чем возведение огромной колонны, прославляющей не столько самодержца, одержавшего победу в Отечественной войне 1812 года, сколько саму идею триумфа несгибаемого человеческого духа? Но тут совпало все: и имя императора, в честь которого колонна именуется Александровской (Александр — самое победоносное из мужских имен), и имя архитектора — Огюст (August), в переводе с латыни означающее «высочайший». Нужно заметить, что имя Август прекрасно соответствовало гороскопу французско-русского архитектора, ведь Сатурн, находившийся в его карте рождения в соединении с восходящим узлом и Солнцем, ранее имел эпитет «высочайший», астрологи древности связывали с ним седьмую, самую высокую сферу небес, выше которой находятся лишь неподвижные звезды. Сатурн способствует концентрации человека, формирует в нем целеустремленность и нередко возносит индивидуума над окружающими. Имя помогло Монферрану реализоваться как архитектору, строившему устремленные ввысь сооружения. Вспомним — высота Исаакиевского собора, являющегося одной из высочайших доминант «питерского» силуэта- 102 метра!...."



Источник: astro.kh.ua



Другие статьи в литературном дневнике: