***

Ольга Аникушина: литературный дневник

Запись из Дневника от 25.09.2025г.
***
Встреча в Томске в Доме Искусств с делегацией писателей из Республики Коми, приехавшей почтить память Виктора Савина.


Прозвучало произведение на языке коми и захватывающий рассказ об особенностях языка. Язык, оказывается, относится финно-угорской ветви уральской языковой семьи.


Алфавит — русский, плюс ; и і. То есть 35 букв. И ещё аффрикаты (сочетания двух букв, обозначающие один звук) дз, тш, дж.


Ошеломило, что в языке 16 падежей, среди них есть уникальные местные, входной падеж, отделительный, достигательный, лишительный и др. Каждый падеж делится на несколько подпадежей.


С какими корнями должен быть народ, чтобы ткать словом такую богатую языковую ткань субъект-объектных отношений, связи места, причины, предметов?


Слова в языке короткие, часто односложные. Нет предлогов, есть послелоги. Ну не чудо ли? Они и определяют отношение. Например, коми не напишет "в тарелке", сначала в строке появится слово "тарелка", а после к нему добавится лингвистическая конструкция, которая даст понимание "в".


Любопытно, что в языке нет деления на рода: мужской, женский, средний. Меня настолько это удивило, что решила порассуждать, почему так? Дальше, версия по поводу, не претендующая на истинность понимания причин.


Так как язык — отражение мышления, культурный символический код, то для меня, прежде всего, это послание об особенностях восприятия мира народом. Отсутствие гендерного деления в языке на рода — о целостном восприятии мира, о единстве природы всех вещей. И мужчина, и женщина, камень, и дерево, и солнце, и бог, — явления одного порядка, единые и бытийственно равностатусные. Нет деления на "он", "она", "оно".


Вспоминаю, историю из Америки. Индейцы удивлялись на европейцев: “как они могут выкопать и забрать цветок, дерево, камень ради прихоти, без цели? Зачем растения лишать дома, родины, присваивать, увозить в плен, в рабство“. Отношение как к равному, как к человеку, как к душе, живущей в ином теле.


Идея равенства и уважения. Как можно жизнь человека ставить выше жизни камня или цветка? Ассоциация неслучайна. Столь глубокое уважение к окружающему миру характерно для народов, сохранивших свои архаические корни, традиции. Язык бережно сохраняет память о мышлении предков.


Духовная основа коми — язычество. Или, как пояснили представители делегации, языческое христианство. Лес, озеро, предметы наделены душой. Приметы, суеверия, традиции. И эти верования прекрасно уживаются с христианством.


Встреча была короткой, мимолетной даже, но оставила глубокий след.
***
Благодарю за возможность прикоснуться к традициям народа. Разбудили интерес к творчеству В. Савина. Для меня это новое имя. Такие встречи для того и нужны. Пусть дружба и интерес крепнут. Всё, что на объединение — оно от Бога.


С благодарностью, Ольга Аникушина.



Другие статьи в литературном дневнике: