Свет языческой науки

Элинар Мифоградский: литературный дневник

Сегодня познакомился с великолепным фильмом "Агора" (2009). Он рассказывает о жизни женщины-философа Гипатии в конце IV в. н. э. Она преподавала в Александрийской академии в Серапиуме где хранились остатки александрийской библиотеки. Ее жизнь пришлась на очень тяжелый и мрачный период человеческой истории, период заката языческой цивилизации. Римский император Фиодосий I вначале способствовал распространению христианства, но потом и вовсе объявил его единственной религией в империи, запретив любые проявления язычества. По его указу была закрыта и разграблены христианами остатки Александрийской библиотеки. В этом фильме эта драма очень хорошо продемонстрирована. Это фанатичное варварство раннего христианства просто поражает! Уничтожить научное наследие древних, собираемое веками, и все ради славы какого-то бога! Знаете, никакая жизнь христианина не стоит и одного свитка и этой библиотеки! Эти свитки бесценны, как и знание, потому что они и есть это самое Знание, а у христиан тогда не было ничего кроме безумного фанатизма.
Гипатии повезло, она выжила в этом безумии. Но сам факт существования женщины-философа, не признающей власти нового бога (да и старых богов), стремящейся проникнуть в тайны мироздания и приподнять завесу тайны устройства мира, не могло быть оставлено без внимания, набирающей силу александрийской церковью во главе со "святым" епископом Кирилом. Разумеется, в итоге Гипатия была убита. После ее смерти ее научное наследие было безвозвратность утеряно. Погас последний огонек языческой науки, а ведь когда-то Александрия была ведущим научно-философским центром Средиземноморья, но теперь она погрузилась во мрак, освещаемый "праведным" христианства.


Этот фильм натолкнул меня на еще одно размышление. Языческий мир Средиземноморья, незадолго до своего падения, благодаря Римской империи и еще некоторым фактором стал очень синкретичен (Религиозный синкретизм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений ). Ярким примером тому является научный центр Древнего мира Александрия с ее многонациональным населением конца древней эры и начала новой (как раз до IV в.). Греко-египетский культ бога Сераписа, возникшей в Александрии, приобретает мировое значение, показывая, что языческие, на первый взгляд в корне противоречивые культы, очень хорошо переплетаются в единую доктрину, которая может удовлетворить всех язычников огромной Римской империи. Я полагаю, что нечто подобное могло произойти, если бы не христианство. То есть языческий мир сам пришел бы к единству в многообразии форм, эта идея очень давно витала в воздухе (с XIV в до н. э. - реформы Эхнатона). Но эта благая идея приобрела разрушительную, варварскую форму! Подобное гипотетическое бескровное и ненасильственное преобразование развитого Древнего мира, на мой взгляд, подняла бы его на новый виток развития, которого христианский мир достиг только в Новое время. Христианство очень многое дало миру, погрузив его в мрак невежества на более чем тысячелетие: милосердие, прощение, любовь и т. д., как будто до этого всего этого не было!
Право, при одной мысли о том, что все могло быть иначе меня бросает в дрожь, а фантазия отправляется в бесконечный полет. Но, к моему великому сожалению, ничего этого не произошло и мы никогда не узнаем, как это могло быть. Остается довольствовавшийся тем что получилось и грезить о совершенстве прошлых эпох.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.04.2013. Свет языческой науки