КомментируюЕПБ

Элинар Мифоградский: литературный дневник

По просьбе одного человека пришлось комментировать цитату Е. П. Блаватской.


Вопрос был следующим:
"...если ты сам будешь ко всему идти и сам получать знания и информацию, то насколько это все будет качественно? Разве в таком деле не нужен наставник?"


Мой ответ был следующим:
С любым эзотерическим текстом, как и с любым учением, возникает двоякое отношение.
С одной стороны, порою самостоятельно разобраться в (любом) эзотерическом учении без посторонней помощи бывает крайне сложно, но, с другой стороны, следует учитывать, что эзотерический опыт, как и опыт творчества в искусстве, всегда строго индивидуален и неповторим, в отличае от религиозного догматического опыта или опыта академической науки, которые могут быть транслированы напрямую и не могут иметь иных трактовок и отношений - здесь все однозначно; нет такой однозначности в опыте эзотерическом и творческом, ибо влияние души и личности на этот процесс максимально. Поэтому любая литература или беседа, или наставничество имеет роль не столь существенную. Мы можем, таким образом, познакомиться с этим опытом, увидеть его приломление в опыте авторов книг и людей, но пока этот опыт не найдет отклик в душе, его изучающего, покуда этот опыт не станет опытом души личности, не найдет в ней своё приломление - он ничего не стоит.


Цитата Е. П. Б., вызвавшая сей вопрос была следующей:


Существует несколько способов приобретения знаний: (а) путём слепого следования указаниям церкви или современной науки; (б) отвергая обоих и начиная самостоятельно находить истину. Первый метод прост и ведёт к социальной респектабельности и похвале людей; другой - трудный и требует большего, чем обычная преданность истине, а именно: пренебрежения прямыми личными выгодами и непоколебимой настойчивости. Так было в древние времена, так и сейчас, если не считать того, что такая преданность истине более редка в ;;наши дни, чем прежде. На самом деле, нежелание современного восточного ученика думать самому сейчас столь же велико, как и реакционные взгляды и критика чужих мыслей западного ученика.
Он претендует и ожидает того, что его «путь» будет спроектирован согласно искусству эгоистичного современного комфорта, вымощен, оснащён скоростными железными дорогами и телеграфами, а также телескопами, с помощью которых он сможет, комфортно расположившись, осматривать работы других людей, и, критикуя их, выискивать самые лёгкие, чтобы играть роль оккультиста и исследователя-любителя теософии. Настоящий «путь» к эзотерическому знанию совсем другой. Вход на него зарос кустарником пренебрежения и искажённой правды, преграждая проход в течение долгих веков, он затенён гордым презрением самодостаточности, и с каждым истинным утверждением сбивается с фокуса. Чтобы переступить порог в одиночку, требуется непрерывный, часто неоплачиваемый труд многих лет. А перешагнув через него и оказавшись по другую сторону, усталому страннику придётся с трудом подниматься пешком, поскольку узкий путь ведёт к запретным горным высотам, неизмеримым и неизвестным, безопасным только для тех, кто до этого уже достигал этой заоблачной вершины. Так, он должен подниматься, шаг за шагом преодолевая каждый сантиметр земли своими собственными усилиями, и двигаться вперёд, руководствуясь незнакомыми вехами, природу которых он может установить, только расшифровав видавшие виды, полуразрушенные надписи, но горе ему, если вместо их изучения он только сидит и спокойно произносит «не поддающееся расшифровки». «Учение Ока» есть майя; и только учение «Сердца» может сделать из него избранного.
"Ошибочные представления относительно «Тайной Доктрины»"



Другие статьи в литературном дневнике: