Символика Славянской писанкиПраздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX - начале XX вв. После широкой и разгульной масленицы наступал великий пост, длившийся семь недель вплоть до Пасхи. Всю посуду, в которой готовили скоромные блюда, выносили в погребицу или казенку. Её заменяли посудой постной. Те, у кого не было такой замены, всю скоромную посуду выжигали в печках, накаливая сковороды докрасна, затем обваривали кипятком и чистили речным песком. В Великий пост староверы в гости не ходили, песен не пели. Шла обычная хозяйственная работа. Заготовляли дрова, лес для построек, возили в погреба лёд, чистили дворы и т.д. В последнюю неделю перед пасхой работы прибавлялось. старообрядцы мыли дома внутри и снаружи, причем шоркали так, чтобы стены словно жар горели, а сосновые венцы (яруса бревен) отливали янтарным блеском. Вербное воскресенье - шестое воскресенье великого поста. В этот день освящали вербу. Считалось, что освященная верба влияет на чадородие женщин и плодовитость скота. Дома освященную вербу ставили на божницу и хранили в течение года, применяя её в знахарских и магических обрядах. ё крошили в семена, предназначенные для посева, хлестали животных в определённые дни. По вербе примечали: верба хорошая - урожай хороший. Четверг последней недели перед пасхой назывался «чистым». В этот день женщины «обновляли» иконы, мыли избы внутри. В чистый четверг, как говорят старообрядцы, ворон своих детей до свету купает. Пока птица не запела, нужно сжечь старые вещи - нечисть не будет водиться. В этот день в загнетку клали в тряпочке соль. Она лежала там до воскресенья, после этого ею полоскали зубы, т.е. применяли как лекарство. Пережигали соль и золу, заливали их водой, а затем использовали при посадке лука, капусты и огурцов. В «чистый» четверг ничего никому не давали, полагая, что можно потерять память. В целом «чистый» четверг - это день, связанный с хозяйственными делами и очистительными обрядами. Пасху праздновали 8 дней. Готовились к ней заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед пасхой красили в «луковых перьях», т.е. в луковой шелухе. Окрашивали по 100-200 яиц. В течение пасхи их раздавали приходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись сами всей семьей. Часть яиц приберегали для членов семьи и делили между ними поровну. На божницу к иконам клали крашеное вареное яйцо. По поверью, если проверить это яйцо в рождество, то оно окажется наполовину высохшим, а пролежав до пасхи, становится вновь полным. Это пасхальное яйцо бросали при пожаре в огонь, и тот начинал «гореть столбом» и не шел в стороны. Кроме ритуальных обрядов устраивалось увеселение. На пасхе катали яйца в лотке по желобку. Каждый норовил при катании разбить яйцо своего противника, после чего оно переходило в собственность хозяина уцелевшего яйца. Взрослые ездили в гости друг к другу. Парни и девушки шли на качели или на карусель. В течение всей пасхи не работали. Дни поминовения умерших предков у староверов назывались родительскими. Их было 4 в году. Первый отмечается после пасхи во вторник. Затем следует родительская суббота перед троицей, родительская суббота перед масленицей и родительский день 24 октября (6 ноября) перед Дмитриевым днем. Умерших поминали, приносили им пищу. Одним из самых любимых и почитаемых праздников была Троица. Это был праздник весны. В этот день рубили березку и наряжали её лентами, шелковыми платками, бусами. У березки собиралось много народу. На улицу вытаскивались столы - пили чай, жарили и ели яичницу. Потом шли к реке, там вкапывали березку в землю и водили вокруг неё «круги» (хороводы). Люди старшего поколения, а иногда и молодежь, взяв с собой еду и самовары, выезжали на весь день на луг и гуляли там. Во время троицы проявлялось как бы вражда между девушками и парнями. Иногда ребята нападали на девушек, несущих березку, отбирали её, разламывали на части и бросали в речку, тем самым лишив их определенного превосходства в день праздника, т.к. Троица - это, в первую очередь, праздник кумовства женщин. Завивание венков, ветвей березки, кумление девушек, поедание ими обрядовой пищи - это символ не только союза женщин, но и союза с ритуальным деревом, приобщение их посредством всего этого к божеству - духу растительности, чтобы взять у дерева его чудодейственную силу. Таким образом, праздник Троицы слился с элементами культа растительных сил. Со временем празднование Троицы связывалось не только с возрождением природы, но и с сердечными чувствами девушек. Этот праздник был праздником молодёжи, прежде всего девушек, гадающих о счастье. В целом, в святочных, масленичных, пасхальных и троицких обрядах присутствует весьма развитый когда-то культ предков. Можно сказать, что верования старообрядцев представляли собою сплав, органическое соединение древнерусского язычества и христианства. Старообрядцы одинаково верили и в нечистую силу, и в христианского бога. Традиционные праздничные обряды старообрядческого населения Урала представляли собой конгломерат разновременных по происхождению культов и обычаев, связанных с их бытовым и семейным укладом. Космическая символика - микрокосм. ромбовидный экватор яйца, символизирующий землю, идущая над ними сферическая поверхность небесный свод, нанесенный по нему спиралевидный узор - путь восходящего и заходящего солнца. Звезды - знак человеколюбия нравственной чистоты, символ Мира и равновесия, гармонии. Эмблема мудрости Солнце – символ высшей космической силы, Всевидящее Божество, глаз мира и глаз дня, центр бытия и интуитивного знания (солнечные птицы и животные: орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь.) Дождь, вода – пучок зигзагов, меандр (волнистая линия)-знаки очищающей небесной воды, писанку с такими знаками держали от порчи, сглаза, зависти. Бараньи рожки-космическая сила, символ огня и солнца ( достаток, богатство). Цветы, деревья, птицы, пчелы, кони, коровы, олени – символы, дающие счастливую жизнь в семье и мире. Цветы-знаки готовности к плодородию, к деторождению. Пчелы - символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Крылатые посланники, которые приносят тайную мудрость. Мотылёк - являет собой радость, переход души к вечной счастливой жизни. Он же ангел хранитель. Петух - солярная птица, атрибут, солнечных богов. Птица славы, означающая превосходность, смелость, бдительность, рассвет, олицетворяет боевой дух, воинскую храбрость. Решето-символ отделения добра от зла (защита). Бесконечник - не имеет ни начала, ни конца и зло которое вошло в дом попадает в ловушку и не навредит хозяину. Это символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Так же держали в доме от порчи и глаза. Писанки с бесконечником использовали в обрядовом действии: пасечник подкладывал яйцо под улей для того, чтобы пчёлы бесконечно роились и приносили мёд. Спираль - единый код мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и не живого . Спираль есть единство Макрокосмоса(Вселенной) и Микрокосмоса(человека).Спираль имеет ту же символику , что и лабиринт. Лабиринт-возращение к центру, к истоку, вновь обретённый рай, достижение реализации после мучений, испытание и проверок, инициация, мистерии жизни и смерти. Сосна - жизненная сила, плодовитость, сила характера, вечно зелёная -символизирует бессмертие, здоровье. Шишка сосны-фаллический символ, плодородие, хорошее наследство (производительная, творческая сила). Вербная ветка - расписывалась на здоровье, писанками с вербочками обкатывали скот, чтобы они не болели и не подвергались сглазу. Вербочка имеет прямую связь с древним обрядом славян<<вербохлёст>>, который символизирует передачу человеку природных сил земли, воды, солнца. В вербное воскресенье хлестали вербочкой человека и животных приговаривали :<<не я бью , верба бьёт, хворь берёт здоровье даёт>>, для человека ещё добавляли : <<будь богатым, как земля и здоровым, как вода>>. Дубовые листочки-на силу (если писанка на детей, на мальчика) Сорока-символизирует удачу и считаетcя <<птицей удовольствия>>. Трещащая сорока приносит хорошие новости. Поясок - символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. Так же поясок защита для самого яйца. Вазонки - (цветок, дерево в вазе) обозначают Дерево Жизни-ось Мира. Древо Жизни растёт в раю и означает восстановление, возращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. По сказаниям многих народов Мировое Дерево мыслилось воплощением Великой Богини - видимо, потому что она считалась владычицей не только неба, но и всей природы. С мировым деревом связан мотив определения судеб людей. Богиня Берегиня - символ жизни и продолжения её. Оберег всего живого, рождающего к жизни, требующего заботы и защиты от бед и смерти. Она - Берегиня изображается, как женщина (иногда стилизованная, упрощённая) во весь рост с поднятыми к небу руками(просящими), иногда опущенными(дающими). Образ Берегини можно найти в разных узорах Роженицу и если приглядеться то и Рода – знаки единства мужского и женского начала на земле. Треугольник -Триединая природа вселенной : Небо, Земля, Человек: отец, мать, дитя. Бог Отец,Бог Сын и Святой Дух, человек как тело, как душа ,дух. Устроение Мира, дома, Мистическое число три, тройка первая из плоских фигур. Треугольник, обращённый вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни огня, мужское начало, лингам, духовный мир, это троица любви, истины, мудрости. Треугольник, обращённый вершинной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, природы, тела. Символизируют Великую Мать, как родительницу. Круг - символ пожелания, поиска лучшего житья, кольцо символ материнства и знания, деторождения. Дорожка - символ вечного движения, поясок. Красный - символизирует сильную, яркую, радостную жизнь Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов. Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей. Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли. Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна. Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню! Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное. Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный. Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета! Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку... Динькает синичка за моим окном. Будит всех сестричек - колокольчиком. Колокольчик будит звон колоколов И с природой люди оживают вновь. Припев: Христос Воскресе! Христос Воскрес! О великом чуде полетела весть! Христос Воскресе! Христос Воскрес! О великом чуде полетела весть! Благовест качает синий небосвод. Радостью сияет праздничный народ. Динькает синичка за моим окном. Будит всех сестричек - колокольчиком. Припев: Другие тексты песен "Юлия Славянская" http://song5.ru © Copyright: Валентина Пальчик -Фурсова, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|