Саркофаг Мавзолеевич

Панкрат Антипов: литературный дневник

Вышло так, что побывал я в Мавзолее три раза, и практически ровно с двадцатилетними интервалами. А потому настроения и впечатления "эпохально" разные.


Первый раз - в 1973-м, при вступлении в пионеры. Тогда лицезрение того, к борьбе за чьё дело новообращённый бой-скаут был отныне всегда готов, вызвало законное желание порвать всех врагов Советской власти - только укажи! "Надо, чтоб росли вы коммунистами - И тогда нам грозы нипочём! - Улыбалось солнышко лучистое, - Радуясь беседе с Ильичом".


Второй раз - в 1994-м, со злорадным предчувствием скорого неизбежного, казалось бы, погребения. Показать и дочке напоследок - смотри, мол, на главного виновника всех бед России! Больше не увидишь! Подросший бой-скаут себя молодого считал полным идиотом, зомбированным тоталитарным режимом, но теперь вкусившим антисоветских революций и этот морок с себя окончательно стряхнувшим.


Третий раз - сегодня утром. Показать сыну, да и самому поразмыслить в очередной раз. Уже не о величии и не о преступности покойного, а о превращении его в банальный музейный экспонат. Которому "утилизация" теперь долго не грозит не столько из-за любви КПРФ, сколько из-за привычки всех нас со всем остальным миром заодно (русский язык в очереди к экспонату слышится всё реже и реже). И возникает на сей раз невиданное в прошлые разы чувство - жалость.


Даже минутная смена солнечного дня могильным мраком угнетает. Потом выходишь, вздыхаешь - да, интересно "замутили" в 1924-м. Покруче египетских мумий с революционного Майдан Тахрира. И почти уже не вспоминаешь экспонатовы фамилию, имя и отчество. Такое лицезрение любопытной толпы через 50-70-90-... лет после смерти любому покойному было бы оскорбительно - только не ему. Потому что не человек он уже, и зовут его как угодно, только не Владимир Ильич Ульянов (Ленин).


И выходит, что за бесчеловечность свою и получил он самое бесчеловечное наказание. Осталось только понять это всем - от каждого из нас, любопытных зевак всех времён и народов, и до самых твердолобых коммунистов. И когда-нибудь дружно вместе возопить: "Может, хватит издеваться уже?! Кто б ни был - похороните уж, наконец!"


Только когда?..



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.07.2013. Саркофаг Мавзолеевич