Москва, Стамбул и Афон

Панкрат Антипов: литературный дневник

Третий Рим, как и ожидалось, рассорился со Вторым. Хотя нам долго втолковывали, что первые два Рима пали - а потому, вроде как, и ссориться не с кем. Впрочем, если "Римами" обозначать особые судьбоносные этапы становления христианских империй (да не всяких), то чем Вашингтон не "четвёртый Рим"? И тогда ему и впрямь выгодна ссора между предтечами за их номер в перечне.


Я, конечно, не воцерковлённый, не мне судить и любой клирик, а также многие миряне быстро докажут неканоничность моих рассуждений. Что ж, когда сомневаешься в самой вере, то что говорить о разногласиях между инославными христианами, а теперь ещё и между разно-автокефальными православными? И что мне до особенностей священноначалия для Украинской православной церкви (а также Черногорской, Македонской, Турецкой, Белорусской, Казахской, Узбекской, Финской, Эстонской, Японской и иных неавтокефальных или раскольничьих), когда с равным душевным трепетом захожу что в православный храм, что в католический, что в протестантский, и даже в мечети, буддистские да синтоистские храмы по два-три раза (лишь в синагогу таки не пустила охрана)? Мои грехи - мои молитвы ...


Но вырос я всё-таки среди русского православного окружения - а потому всё-таки не всё равно. Русским православным верующим мужского пола теперь закрыт путь на Афон (можно съездить, помолиться и покаяться; можно съездить, не молясь и не каясь; но, веруя, Кого обманешь-то?). Ну, а русским маловерам вроде меня, и даже иноверцам и атеистам, получается, ради Бога? Ведь диамонитирион ("афонскую визу") дают, вроде, всем желающим не-женщинам (я, правда, не пробовал его получать - проявил типично маловерную солидарность с моей женой, вместе с ней только с корабля осмотрев этот дивный уголок).


Дальше больше. Как заявили в РПЦ, изгнание с Афона русским монахам "пока не грозит". Что значит "пока"? Все монахи, из любой православной автокефалии, поселяясь на Афоне, автоматически обретают мирское греческое гражданство и религиозное подчинение Константинополю (Стамбулу, Фанару, Варфоломею, Вселенскому патриарху - кому как нравится). Одно из главных их послушаний - поминать в молитвах именно Вселенского патриарха и никого иного из патриархов или митрополитов. То есть, русские монахи на Афоне - канонически вне РПЦ и им не указ наши "условные анафемы" (прости, Господи!). Вот, если не станут поминать ... Так есть на Афоне и "свой греческий", но раскольничий монастырь Эсфигмен, давно не поминающий и давно противостоящий "своей греческой" полиции, регулярно пытающейся раскольников сих "демократически" выдворить с Афона!


А Богородица, видно, печалится, глядя на всё это... Только кому из нас, грешных, решать, о ком больше, а о ком меньше печаль Её?..



P.S. И уж никому не дано судить, кто из участников мировой ядерной войны попадёт в рай! Тем более, мирянину, даже если он Президент! Из его уст звучит особенно жутко... 22.10.2018



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.10.2018. Москва, Стамбул и Афон