Саади говорил

Пётр Шубин: литературный дневник

Персидский поэт-суфий Саади говорил:


«Я видел араба, жителя пустыни, сидящего в компании ювелиров. Он рассказывал: «Однажды я заблудился в пустыне, и у меня закончились все припасы. Казалось, мне не избегнуть гибели, как вдруг я заметил набитый матерчатый мешок. Никогда мне не забыть той радости и ликования, которые я ощутил при мысли, что это сушеные зерна, и отчаяния, когда я обнаружил, что мешок полон жемчуга».


«Суфизм означает, что ты ничем не владеешь, и ничто не владеет тобой».


«Дервиши (они же суфии)» — это термин, указывающий на священную нищету: «нищий — это не тот, кто лишен пропитания, а тот, чья природа лишена желаний».
Аль-Худжвири
« — Оказывают ли деньги воздействие на сердца образованных людей?— Если деньги могут оказать воздействие на их сердца, значит, они не образованны».
Аль-Газали


Здесь мы понимаем, что бедны мы или богаты, а минимализм все равно личный выбор. Ни образование, ни бедность, ни богатство не являются предпосылками к разумному потреблению. Также Аль-Худжвири и Аль-Газали напоминают нам, что минимализм на одном из своих уровней — философия. Чтобы приблизиться к минимализму, нам нужно расти в том числе и духовно, при этом не исключая и бытовой составляющей этого образа жизни.


Еще одно изречение Аль-Газали, в котором персидский философ очень лаконично и доступно передал суть всего мироздания:


«Только то, что не может быть потеряно при кораблекрушении, принадлежит тебе».


Сколько бы мы ни покупали, сколько бы ни гнались за земными благами, по-настоящему своё никто купить не может: мы приобретаем свои истинные сокровища лишь благодаря личностному развитию.


Суфизм — богатейший источник знаний для всех областей жизни. Это таинственное, полное мудрости течение духовно обогатит каждого, кто к нему обратится. Потому в конце этого длинного рассуждения хотелось бы привезти одну из самых простых, и в то же время важных мыслей, которая подытожит всё, о чем так много написано выше. Баязид Бистами говорил:


«Нет ничего лучшего для человека, чем быть безо всего: ни аскетизма, ни теории, ни практики. Когда он безо всего, он со всем».


https://zen.yandex.ru/media/minlife/uchimsia-minimalizmu-u-vostochnyh-mudrecov-5bf7f0e897773400aae74cd5



Другие статьи в литературном дневнике: