Блаженный Августин

Пётр Шубин: литературный дневник


Авре;лий Августи;н (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаже;нный Августи;н; 13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.


Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин). Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.


Также Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae).


Цитаты
«Исповедь»

Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.



Fecisti nos ad Te et inquietum est cor nostrum, donec requiescat in Te.


— I, 1, 1

И гордость ведь прикидывается высотой души.


— II, 4, 13

Одним Бог зaповедaл одно, другим — другое, в соответствии с условиями времени.


— III, 7, 13

Прекрасное родится и умирает; рождаясь, оно начинает как бы быть и растёт, чтобы достичь полного расцвета, а, расцветши, стареет и гибнет. Не всегда, правда, доживает до старости, но гибнет всегда.


— IV, 9, 15

Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.



grande profundum est ipse homo… capilli eius magis numerabiles quam affectus eius et motus cordis eius


— IV, 14, 22

Всё существующее — каждое в отдельности — хорошо, a всё вместе очень хорошо <…>.


— VII, 12, 18

дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас. — Молитва Августина в молодости


— VIII, 7, 17

И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий враспев: «Возьми, читай! Возьми, читай!» — О своем внутреннем перерождении и обращении в христианство после прочитанного наугад новозаветного текста.



«Tolle lege, tolle lege».


— VIII, 12, 29

...Вопросы бывают трех видов: существует ли такой-то предмет? что он собой представляет? каковы его качества?


— X, 10, 17

Ясно отвечаешь Ты , но не все слышат ясно. Все спрашивают о чем хотят, но не всегда слышат то, что хотят. Наилучший служитель Твой тот, кто не думает, как бы ему услышать, что он хочет, но хочет того, что от Тебя услышит.


— Х, 26, 37

Дай, что повелишь, и повели, что хочешь! — Обращение к Богу



Da quod iubes et iubi quod vis.


— X, 29, 40



Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком.


— Х, 12

Мир сотворен не во времени, а вместе с временем.


— ХI, 6

Кaк Бог Он — цель, к которой идут, как человек Он — путь, по которому идут.


— ХI, 9

Зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла.


— ХI, 9

…Из сопоставления противоположностей <…> образуется красота мира.


— ХI, 19

Бог такой же великий Художник в великом, как и не меньший в малом.


— ХI, 22

Подобно картине, где чёрная краска занимает должное место, Вселенная прекрасна, несмотря на присутствие грешников, хотя, взятые сами по себе, их пороки отвратительны.


— XI, 23

Если я ошибаюсь, я существую (Ошибаюсь, следовательно, существую).



Si <…> fallor, sum.


— XI, 26

Не плоть тленная сделала душу грешной, а грешница душа сделала плоть тленной.


— ХIV, 1

Добро может существовать и без зла <…>; но зло без добра существовать не может.


— ХIV, 11

Не по заслугам, a по незaслуженной и милосердной благодати он избавляется от зла.


— ХIV, 26

Хотя красота эта и есть дар Божий, но она дается и злым, чтоб добрые не считали ее великим благом.


— XV, 22

Где нет справедливости (правосудия), нет и государства.



Ubi iustitia non est, non esse respublicam


— XIX, 21, 1

…Добродетели <…> скорее пороки, чем добродетели.


— XIX, 25

Но, говоря об этом дне суда, мы прибавляем: окончательный или последний, потому что Бог судит и теперь, судил и с самого начала человеческого рода, когда изгнал из рая и удалил от дерева жизни первых людей, совершивших великое преступление; судил, несомненно, и тогда, когда не пощадил согрешивших ангелов, глава которых, погубив себя, погубил из зависти и людей.


— XX, 1



Другие статьи в литературном дневнике: