Демокрит учение о бытииДЕМОКРИТ (около 470-370 гг. до н.э.) ;;; Атомы движутся, ударяя друг друга и ударяясь один о другой. ;;; ...Начала бесконечны по числу и их... называли “атомами” и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они “абсолютно плотны” и не заключают в себе пустоты. ;;; Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. ;;; Всё происходит по определению судьбы, так что эта судьба приносит силу необходимости. ;;; ...случай не является причиной чего-либо, но он относит к другим причинам, как, например, причиной отыскания сокровища копание или посадку оливкового дерева, причиною же того, что был разбит череп лысого, орла, сбросившего черепаху, чтоб разбить её скорлупу. ;;; Если кто-нибудь почувствовал жажду, выпил холодной воды и стал нездоров, то Демокрит считает причиною этого не случай, а жажду. ;;; Всё существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира – одно и то же. ;;; Причина вещей неясна для человеческого рассудка. Ибо одни вещи существуют по необходимости, другие – по определению судьбы, третьи – по решению нашей воли, четвёртые – сами собой. ;;; Люди измыслили себе идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет . ;;; Демокрит утверждал, что он “предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”. ;;; ...Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же, – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь верх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения. ;;; Начало Вселенной – атомы и пустота... Миров бесчисленное множество, а они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытии. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твёрдости. ;;; Демокрит из Абдеры... полагал, что искони в течение беспредельного времени всё вообще – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости.
;;; В самом деле мы ничего ни о чём не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть притекающих . ;;; в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же атомы и пустота. ;;; В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие . ;;; Много раз было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая есть и такие свойства в действительности ей не присущи. ;;; На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине . ;;; Остроте мышления зрение мешает. ;;; Демокрит заставил ощущения так говорить против разума: ;;; “Жалкий разум, взяв у нас доказательства, ты нас же пытаешься ими опровергать! Твоя победа – твоё же падение”. ;;; Каждый день у людей новые мысли. ;;; Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. ;;; Есть два рода познания: один – истинный, другой – тёмный. К тёмному относятся все следующие : зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что касается истинного , то оно совершенно отлично от первого... Когда тёмный уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятия), <тогда на сцену выступает истинный , так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом>. ;;; Мудрый человек есть мера всего, что существует. И действительно, через ощущение он есть мера чувственно воспринимаемых (вещей) и через разум есть мера (умопостигаемых) предметов. Ибо каждая (вещь) измеряется первым и простейшим в данном роде; первое же и простейшее во всяком роде есть совершенство. Итак, совершенство есть начало самого познания любой вещи, следовательно, познание всякой вещи совершается в познании её совершенства. ;;; …Над всем тем, что ускользает от взора очей, господствует умственный взор.
;;; …Душа и ум одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы... Из форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же ум и огонь. ;;; – огнеподобное сложное (соединение) умопостигаемых (телец), имеющих сферические формы и огненное свойство, она есть тело. ;;; ...Атомы шарообразной формы вследствие того, что они по своей природе никогда не пребывают в покое, двигаясь, вместе с собой влекут и приводят в движение тело в целом. ;;; ...Душа состоит из двух частей; она – имеет разумную , помещающуюся в груди, и неразумную , рассеянную по всему телу. Главенствующую часть души в мозгу. ;;; ...Душа смертна, она уничтожается вместе с телом. ;;; Душа и ум одно и то же... не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным. ;;; Всё имеет душу, и трупы, потому что в них всегда явственно находится нечто тёплое и способное ощущать, хотя большая часть и рассеялась.
;;; Если кто-нибудь с умом станет внимать моим изречениям, то он совершит много дел, достойных прекрасного мужа, и избегнет много дурного. ;;; Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы. Но, даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надёжнее, чем избыток. ;;; Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтюмия), которое нетождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью. ;;; Должно знать, что жизнь человеческая и ничтожна, и кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое. ;;; Счастье и несчастье – в душе. ;;; Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость. ;;; Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека. ;;; Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет. ;;; Быть хорошим – значит не не делать несправедливости, но и не желать . ;;; Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других. ;;; Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков. ;;; Доступный подкупу никогда не может быть справедливым. ;;; Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. ;;; Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно. ;;; Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне не нравится. ;;; Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать. ;;; Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит. ;;; Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости. ;;; ...врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей. ;;; От мудрости получаются следующие три : хорошо мыслить, говорить и хорошо поступать. ;;; Лучше думать перед тем, как действовать, чем после. ;;; Большой ум, а не многознание должно развивать. ;;; Многие многознайки не имеют ума. ;;; Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи. ;;; Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели. ;;; Женщина не должна заниматься болтовнёй. Это ужасно. ;;; Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием. ;;; Бывают женщины, которые, подобно идолам , великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца. ;;; Немногословие есть лучшее украшение для женщины. Украшает женщину также отсутствие у неё нарядов. ;;; По-моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы. ;;; Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.
;;; Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побеждённых она одинаково гибельна. ;;; Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства. ;;; Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется. ;;; Приобретать деньги – не бесполезно, но добывать их неправыми путями – самое худшее дело. ;;; Надежда на нечестную прибыль есть источник убытка. ;;; Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают. ;;; Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание прибавлять к ним.
;;; Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. ;;; Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов сами собой производятся. ;;; Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки. ;;; Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, а раннее воспитание и природа. ;;; Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет благодетель, – стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд. ;;; Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. ;;; Наихудшее, чему может научиться молодёжь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок. ;;; Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные. ;;; Смелость есть начало дела, конец же его зависит от счастья. ;;; Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своей противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья, благодаря своим страстям. Литература 2. Антология мировой философии. Т.1, Ч.1. М., 1969. С. 322–346. Взял здесь:http://ritz-btr.narod.ru/dem.html © Copyright: Пётр Шубин, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|