Фромм любил читать Библию

Пётр Шубин: литературный дневник

В отрочестве любимым чтением Эриха Фромма был Ветхий Завет. Причём он без особого интереса читал истории о войнах и кровопролитиях, но вот три истории из этой книги очень ценил.


Во-первых, это история о "грехопадении", когда первые люди в Раю вкусили "запретный плод". Первый шаг сделала Ева, женщина, - по этой причине в патриархальной иудео-христианской традиции женщина осуждается как средоточие зла. Фромм эту историю интерпретировал по-своему: "грехопадение" стало первым самостоятельным шагом человечества, тем шагом, после которого человек стал собственно человеком, - и этот первый шаг сделала женщина. Таким образом, Фромм (который был бескомпромиссным сторонником освобождения женщин от патриархального господства) рассматривал "грехопадение" как возвышение человека. После он скажет, что великие герои человечества - это Ева и Прометей, которые помогли человеку пойти своим, человеческим, путём, а не оставаться пусть в райском, гармоничном, но животном состоянии.


Вторая библейская история о том, как Авраам спорил с Богом насчёт спасения города Содома. Задумал Господь испепелить Содом за грехи, в которых погрязли его жители. А тут у Авраама как раз состоялась встреча с Господом, вот Авраам и говорит, что, мол, Господи, ты Судия над всей Землёй, не может быть, чтобы ты поступил неправосудно! А что, если в этом городе найдётся 50 праведников? Неужели ты их тоже уничтожишь?! - Господь ему отвечает: - Ладно, не буду я уничтожать город, если там найдётся 50 праведников. - Авраам не отстаёт: - Не прогневись, Господи, но что если до пятидесяти не достанет пяти? - Господь в ответ: - Ну хорошо, не уничтожу город и из-за сорока пяти праведников. - А если сорок? - говорит Авраам... Вот так они торговались, когда Авраам сказал "десять", Гоcподь пообещал ему не уничтожать город и ради десяти праведников, после чего поспешно удалился. (Чем эта история закончилась, известно: в Содоме не нашлось и десяти праведников, а нашёлся только один Лот; понятно, что его семья не в счёт, потому что в патриархальном обществе жена и две взрослые дочери за людей не считаются, но Лоту разрешили их эвакуировать вместе с собой, после чего город был испепелён.) Таким образом, Фромм вычитал в Библии, что с Богом можно спорить.


И третье, что задело Фромма в Ветхом Завете, это книги пророков, провозвестников Мессианского Времени, т.е. того времени, когда люди восстановят на новом уровне утраченную при "грехопадении" гармонию. Позже Фромм говорил, что быть пророком - значит провозглашать какие-то идеи, не обязательно новые, и реализовывать их в своей жизни. И он сам стал таким пророком.



Другие статьи в литературном дневнике: