Псалом 57 осуждение греха

Пётр Шубин: литературный дневник

ПСАЛОМ 57: ОСУЖДЕНИЕ ГРЕХА
Сегодня


ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ


Как и Бог, праведный человек любит праведность и ненавидит беззаконие. Чем более похожим на Бога он становится, тем настойчивее он отвергает грех. Грех настолько отвратителен ему, что он не может быть к нему равнодушным. Участие в уничтожении греха на земле и молитва о его устранении становятся частью его жизни. В псалме 57 изображена битва против греха, которая идет в сердце праведного человека.


Подзаголовок у псалма такой же, как и у псалмов 56 и 58, за исключением исторической ссылки. В этом псалме, в отличие от псалмов 56 и 58, ничего не сказано об исторической ситуации, в которой он был написан.


Псалом начинается с праведности и заканчивается справедливостью, а основная его часть посвящена осуждению зла. Последнюю его часть мы бы назвали проклинающей молитвой, мольбой уничтожить нечестивых. Для нас, живущих в век христианства, такая молитва может показаться грубой и резкой, нехристианской и непрощающей. Прежде чем судить, давайте рассмотрим псалом в контексте Ветхого Завета.


Псалом такого типа легче понять, если мы будем считать, что проклятие поражает скорее грех, чем грешника. В ветхозаветные времена закоренелого грешника постепенно переставали отделять от совершаемого им греха, и потому не грех, но грешник получал осуждение и наказание за него. Например, Бог осудил мир на потоп; в результате этого осуждения мир живых существ - мужчин, женщин, детей, животных и птиц - смыло водой. Неправедные жители земли, слившиеся воедино с их грехом, получили проклятие греха. Единственная разница между тем миром и этим, в котором мы теперь живем, заключается в том, что мы можем обратиться к Богу через Иисуса и полностью очиститься от наших грехов Его кровью. И во время потопа нечестивые могли возвратиться к Богу в вере и послушании и получить спасение, но они предпочли этого не делать. Сходство между нашим и их миром заключается в том, что если мы откажемся от Божьей благодати, отвергнув Иисуса, то на нас тоже распространится наказание греха, и мы претерпим вечное осуждение.


Праведный человек - тот, который рассуждает так, как рассуждает Бог, - презирает грех. Он видит вину греха, его вред телу и личности человека, ущерб для других и что он делает с отношениями человека и Бога. Его святое отвращение ко злу настолько растет в нем, что он молится о нем. Он старается сделать что-нибудь в этом отношении и молится, чтобы Бог сделал что-нибудь тоже.


Этот псалом говорит о той борьбе, которую ведут благочестивые с грехом в мире. Он отвечает на вопрос, что нужно делать в отношении греха.


I. ЕГО НУЖНО ОСУДИТЬ (ст. 2-6)


Во-первых, мы видим, что грех нужно осудить. Праведность не может относиться терпимо ко злу; они взаимно исключают друг друга. Если мы хотим сохранить благочестие, мы должны протестовать против зла, которое существует в мире.


«Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле» (ст. 2, 3).


С праведным негодованием автор говорит о правителях своего времени, которые, вместо того чтобы осуждать преступление, поддерживали зло. Они в сердцах своих замышляли преступления и руками своими осуществляли их. Эти правители названы “судьями”, потому что были земными представителями Бога. Они названы “сынами человеческими”, потому что были людьми и подчинялись законам Божьим.


Будучи руководителями в обществе, они должны были говорить о праведности и осуждать зло, но они не делали ни того, ни другого. Они поощряли грех и умалчивали о праведности. А должны были бы учить праведности, указывая на то зло, которое несет грех. Земные судьи должны были бы отражать в своих действиях справедливость и праведность, характерные черты суда Божьего.


«С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь. Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях» (ст. 4-6).


Эти правители принадлежали к тому классу грешников, которые грешили преднамеренно и постоянно. Они не желали слышать наставления, их не интересовало раскаяние. Они были упрямо и неизлечимо порочны. Хотя люди не рождаются порочными, эти казались псалмопевцу порочными от рождения. С раннего возраста они творили зло. Подобно разрушительным смерчам, они оставляли за собой только ущерб, нанесенный другим. Жало их зла не щадило никого.


Упреки на них не действовали. Они были похожи на кобру, которая глуха к музыке своего заклинателя (Еккл. 10:11; Иер. 8:17). Они не делали того, что они должны были делать. Эти правители отказывались внимать Божьим заповедям, закрыв свои уши для Его предупреждений и наставлений.


Нам приходилось встречать людей, подобных тем, что описаны здесь. Кажется, что такие люди полностью посвятили себя злу. Они не проявляют никакого интереса к возможностям узнать истину и быть праведными, но живут в противлении Божьей воле. Связав свою судьбу со злом, они идут вперед не оглядываясь.


Ни один истинно праведный человек не может оставаться равнодушным ко злу. Он должен осуждать его. Если люди выбирают зло, то они должны разделить и его осуждение. В случае раскаяния они будут прощены; но без раскаяния их упрямые души, которые уступают злу и противятся праведности, получат то же осуждение, что и грех.


II. ЕГО НУЖНО УСТРАНИТЬ (ст. 7-10)


Во-вторых, грех должен быть устранен. Кто может ненавидеть грех, не желая при этом уничтожить его на земле?


«Боже! Сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины» (ст. 7-9).


Молитва псалмопевца наполнена проклятиями, высказанными образным языком. Она призывает к уничтожению зла. Так как упоминаемые здесь нечестивцы не воспринимали упреки, не собирались раскаяться и измениться, то для псалмопевца было естественно молиться о том, чтобы они были лишены своей власти причинять зло другим, вовлекая их в грех.


Поэтические, исполненные преувеличений выражения, которые использует псалмопевец, лучше всего могли бы оценить люди из стран Ближнего Востока, жившие в ветхозаветное время. Он проводит ряд сравнений, ярко описывая мысли и дела этих грешников.


Первый образ изображает жестокость и насилие грешника, который ни перед чем не остановится в достижении своих нечестивых целей. Псалмопевец молится о том, чтобы зубы этого грешника, которые можно сравнить с мощными клыками льва и которыми он готов рвать и кусать невинную жертву, сломались или выпали, чтобы не причинять вреда другим. Пусть грешники превратятся в беззубых львов - в этом заключалась сущность просьбы.


Следующий образ предполагает внезапное исчезновение грешников. Он изображает стремительный поток воды, который внезапно набирает силу и обрушивается на землю, принося разрушения. Затем он теряет свою силу и вскоре совсем исчезает. Поток воды, вызванный дождями, не может существовать дольше одного или двух часов. В молитве звучит просьба, чтобы злые исчезли, как быстро движущийся поток воды. Праведный человек просит Бога не медлить с уничтожением зла на земле.


Еще три сравнения подчеркивают идею уничтожения греха и приостановления влияния нечестивых в мире. Во-первых, это образ переломленной стрелы, который предполагает, что грех должен быть обезврежен. Псалмопевец молится о том, чтобы стрелы грешника утратили свои острые наконечники и не могли никому причинить зла. Во-вторых, это сравнение с улиткой. Улитка, когда ползет, оставляет блестящий липкий след, как будто она тает. Псалмопевец хочет, чтобы такое случилось с его врагом: он хочет, чтобы его противник выбился из сил и исчез. В-третьих, это сравнение с выкидышем у женщины. Псалмопевец молится о том, чтобы у грешника была судьба выкидыша - чтобы его грешные планы разрушились, а его грешные намерения никогда не сбылись.


«Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь» (ст. 10).


Костер из сухих колючек будет гореть сильно, и котелок с водой на нем быстро закипит. Ударение в этом примере стоит на скорости: грешные не приносят никакой пользы, и их уничтожение должно быть быстрым и полным. Наступит день, и грешники исчезнут раз и навсегда. Псалмопевец использует образ костра на открытом месте. Только его зажгли, как налетает внезапный порыв ветра и задувает его, унося с собой колючки. Этот образ подразумевает разрушение преступных планов и предотвращение их осуществления.


Эти образы резки и грубы, но какому праведнику не знакомы эти чувства? Такое желание естественно, так как оно вызвано благочестием. Когда нечестивцы творят зло и нет никакой надежды на их раскаяние, когда творимому ими злу не видно конца, когда оно распространяется, оставляя неизгладимую печать на всем вокруг, какой благочестивый человек не захочет его остановить?


Грех надо разоблачать и уничтожать. Однако мы не должны брать на себя его уничтожение, кроме как благородными путями, которые рекомендованы в Библии. Мы не уполномочены провозглашать окончательный приговор Бога людям или принимать решения о физическом уничтожении человека. Такие решения должны быть исключительно во власти Бога. Однако быть святым означает также узнавание зла, его неприятие и стремление к его уничтожению.


III. ЕГО НУЖНО СУДИТЬ (ст. 11, 12)


В-третьих, грех должен быть осужден. Бог не был бы Богом, если бы Он оправдывал грех. Праведные, рассуждающие так же, как и Бог, должным образом оценят уничтожение греха и реабилитацию праведности. Людям не дано такого права отправлять кого-либо в ад, но они могут радоваться гибели зла, когда Бог судит его.


«Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: “подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!”» (ст. 11, 12).


Все ясно мыслящие люди знают, что грех осуждается Господом. И когда Он осудит его, праведные одобрят Его решение. Они увидят правильность Господня суда, будут рады, что закон Господа соблюдается, и успокоятся, зная, что зло не будет торжествовать в мире. Они возрадуются, когда праведность будет отомщена Господом, а благочестивые люди избавлены от страданий и мук греха.


В стихе 11 появляется зловещий образ человека, омывающего “стопы свои в крови нечестивого”. Этот образ, взятый из картины поля битвы, передает последствия сражения, в котором справедливое дело победило. Когда победители возвращаются в ликовании с поля боя, то они ступают по крови убитых, омывая стопы свои в ней. Здесь подразумевается, что праведные будут испытывать радость, тогда как грешные будут повержены и наказаны. В какой-то степени их переживания будут напоминать чувства солдат-победителей, шагающих по полю, залитому кровью врага. Они не испытывают удовольствия от пролития крови или от самого процесса наказания грешника; они могут даже презирать саму мысль о войне. И тем не менее, они радуются тому, что зло не восторжествовало, что нечестивые уже больше не уничтожают праведных, так как Божья праведность была защищена.


Праведный человек радуется, когда другие видят, что праведность идет от Бога. Он испытывает благодарность, когда люди земли признают, что в мире есть нравственный закон и что Бог одобряет истину и доброту, а не зло и грех. Он счастлив, когда люди убеждаются, что правит - Бог и что Он будет судить грех.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Этот псалом посвящен теме наказания греха и грешников - сначала греха, а потом грешников. Он провозглашает, что грех должен быть осужден, устранен и наказан.


Бог предоставил человечеству свободу воли выбирать, как действовать в этом мире. Человек может покориться нечестивым замыслам дьявола или может послушаться Бога. Выбор - за ним самим. Он должен знать, однако, что ему предстоит держать ответ за свой выбор.


Адольф Гитлер, который настолько отдал себя во власть зла, что это принесло страдания миллионам людей, должен быть наказан. И он получит наказание за грех, потому что он слился со своим грехом. Если бы мы оказались в том кошмаре боли, которую причинил человек, открывший свое сердце для торжества греха, то как бы мы тогда молились? Мы, конечно же, просили бы, чтобы он обратился к Христу и, таким образом, прекратил безумно чинить зло людям. Но о чем бы мы молились еще, кроме как о его обращении? Мы, несомненно, разделили бы настроение этого псалма. В нашей молитве мы просили бы, чтобы его греховность была разоблачена, устранена и осуждена. После молитвы, в ожидании заключительного наказания этой греховности Богом, мы бы возвысили свои голоса против нее и делали бы все допустимое с точки зрения морали и закона, чтобы устранить ее.


Как бы мы реагировали, когда на эти молитвы стали бы поступать ответы? В том же духе, что и псалмопевец, разве не так? Мы бы радовались, что это зло было устранено с земли, что Бог и общество показали свое недовольство им и не позволили ему существовать в мире. В этом отношении наши мысли были бы близки мыслям, высказанным в молитве псалмопевца.


Давайте же донесем до каждого грешника евангелие Христа с его предложением спасения и прощения. Давайте же будем выступать против зла, молиться о его уничтожении и ожидать того дня, когда Бог в своей праведности будет судить его.


https://zen.yandex.ru/media/id/5e8b24a1c0d5ce38ec3006a1/psalom-57-osujdenie-greha-61a675df93bf1922fbe5a1f6?&



Другие статьи в литературном дневнике: