Стихи Ксении Некрасовой

Иринья Чебоксарова: литературный дневник



А земля наша прекрасна.


И, может быть, одинока


среди пламенных солнц


и каменно-голых планет.


И вероятней всего,


что сами мы –


ещё не выросшие боги,


живущие под воздухом целебным


на нашей зелёной


и сочной земле.



* * *



А я недавно молоко пила –


козье –


под сочно-рыжей липой


в осенний полдень.


Огромный синий воздух


гудел под ударами солнца,


а под ногами шуршала трава,


а между землею


и небом – я,


и кружка моя молока,


да ещё берёзовый стол –


стоит для моих стихов.




Анне Ахматовой



А я встала нынче


на рассвете...


Глянула –


А дом попался в сети


Из зелёных черенков и почек


И из тонких,


Словно тина, веток.


Обошла я все дома в квартале –


Город весь в тенетах трепетал.


Спрашивала я прохожих –


Где же пряхи,


Что сплетали сети?


На меня глядели с удивленьем


И в ответ таращили глаза.


Вы скворцов


Доверчивей все, люди! –


Думаете, это листья?


Просто яблони


И просто груши?..


Вот проходит мимо


Женщина


Под рябью...


Голова седая,


А лицо как стебель,


А глаза как серый


тучегонный ветер...


– Здравствуйте, поэт, –


Сказала я учтиво.


Жаловалась Анна:


– А я встала рано


И в окно увидела цветы...


А в моём стакане


Розы с прошлых вёсен –


всё не сохли розы.


Из друзей никто мне нынче


Не принёс весны.


Я сейчас с мальчишкой


Здесь, на тротуаре,


Из-за ветки вишни


Чуть не подралась.


Всё равно всю ветку


оборвёт мальчишка...


И проходит дальше.


Голова седая,


А лицо как стебель,


А глаза как серый


Тучегонный ветер.


И ложатся под ноги ей тени


Облачками...


Львами...


С гривами цветов...



Археолог



Подошвы гор погружены


В тенисто-пышные сады.


В спортивной клетчатой рубахе


на камне юноша сидит.


Лежат лопаты перед ним


и черепки


от выветренных царств.


А он на камне всё сидит


и все забытые стихи


на древнеалом языке


задумчиво поёт.



Весна



Босоногая роща


всплеснула руками


и разогнала грачей из гнёзд.


И природа,


по последнему слову техники,


тонколиственные приборы


расставила у берёз,


а прохожий сказал о них,


низко склоняясь:


«Тише, пожалуйста, –


это подснежники...»



* * *



И стоит под клёнами скамейка,


на скамье небес не замечая,


юноша, как тонкий дождик,


пальцы милой женщины руками,


словно струны, тихо задевает.


А в ладонях у неё сирени,


у плеча кружевная пена,


и средь тишайших ресниц


обетованная земля, –


на прозрачных лугах


ни забот, ни тревог, –


одно сердце поёт


в берестяной рожок


о свершённой любви.



Из детства



Я полоскала небо в речке


и на новой лыковой верёвке


развесила небо сушиться.


А потом мы овечьи шубы


с отцовской спины надели


и сели


в телегу


и с плугом


поехали в поле сеять.


Один ноги свесил с телеги


и взбалтывал воздух, как сливки,


а глаза другого глазели


в тележьи щели,


а колёса на оси,


как петушьи очи, вертелись.


Ну, а я посреди телеги,


как в деревянной сказке сидела.



Исток



Когда неверие ко мне приходит,


стихи мои


мне кажутся плохими,


тускнеет зоркость глаза моего, –


тогда с колен


я сбрасываю доску,


что заменяет письменный мне стол,


и собирать поэзию иду


вдоль улиц громких.



Я не касаюсь проходящих,


что ходят в обтекаемых пальто


походкой чванной, –


лица у них надменны,


разрезы рта на лезвие похожи


и в глазах бесчувственность лежит.


Не интересней ли


с метельщицей заговорить?...



* * *



Как мне писать мои стихи?


Бумаги лист так мал.


А судьбы разрослись


в надширие небес.


Как уместить на четвертушке небо?




Кольцо



Я очень хотела


иметь кольцо,


но мало на перстень металла,


тогда я бураны,


снега и метель


решила расплавить


в весенний ручей


и выковать обруч кольца из ручья, –


кусок бирюзовой


московской весны


я вставила камнем в кольцо.


В нём синее небо


и дно голубое,


от мраморных зданий


туманы скользят.


Огни светофора


цветными лучами


прорезали площадь


в глубинные грани,


и ветви деревьев


от множества галок,


как пальмы резные,


средь сквера стоят.


Спаяла кольцо я,


надела я перстень,


надела, а снять не хочу.



Мой институт



Тверской бульвар...


Оленьими рогами


растут заснеженные тополя,


сад Герцена, засыпанный снегами;


за лёгкими пуховыми ветвями


желтеет старый дом,


и греют тлеющим огнём


зажжённые большие стёкла.


И я сама –


торжественность и тишина –


перед засвеченным стою окном:


в окне прошёл седеющий Асеев,


на нервном, как ковыль, лице


морские гавани


нестылых глаз


теплом нахлынули


на снежные покои.


Мы знаем вас,


друг молодости нашей,


чистосердечность вашего стиха


и бескорыстность светлую в поэзии.


Вот юноша поэт,


и, словно раненая птица,


косой пробор


распахнутым крылом


на лоб задумчивый ложится,


трагедию войны сокрыв.


По лестнице идёт другой,


рассеянный и молчаливый,


он знает финские заливы,


мечтательный и верный воин


и грустный, как заря, певец.



Пуховый ветер над Москвой...


Но лебеди покинут белый дом,


последний крик


с плывущих облаков


прощальной песней


ляжет на крыльцо.



Январь 1941



О себе



Я долго жить должна –


я часть Руси.


Ручьи сосновых смол –


в моей крови.


Пчелиной брагой из рожка


поили прадеды меня.


Подружки милых лет,


как оленята из тайги,


водили по лугам меня


неизъяснимой красоты.


И шелест буйных трав


мой возвышал язык.



Раздумье



На столе открытый лист бумаги,


чистый, как нетронутая совесть.


Что-то запишу я в памяти моей?...


Почему-то первыми на ум идут печали,


но проходят и уходят беды,


а в конечном счёте остается


солнце, утверждающее жизнь.



Рисунок



Лежали пашни под снегами...


Казалось: детская рука


нарисовала избы углем


на гребне белого холма,


полоску узкую зари


от клюквы соком провела,


снега мерцаньем оживила


и тени синькой положила.



* * *



Сгущались сумерки в садах,


И небо


Синее, как папиросная бумага,


Натянутое на обруч горизонта,


На яблоневый снежный цвет


Бросало тень.


Ах, эти яблони в цвету


У белых хат...


Их ветви в лепестках


Напоминают мне Урал,


Засыпанный сугробами,


Увязнувший в снегах.


Да, был вечер.


Без слов, без звуков.


Лежала дума на челе


Успокоенной тишины.


О чём?


Не надо слов.


Имей большое сердце,


И ты поймёшь величие полей,


Величие земли.


Косились в сторону


Из окон огоньки.


И в их лучах,


Как слёзы ребятишек,


Роняли ветки наземь


Свои вишнёвые цветы.



Слепой



По тротуару идёт слепой,


а кругом деревья в цвету.


Рукой ощущает он


форму резных ветвей.


Вот акации мелкий лист,


у каштана литая зыбь.


И цветы, как иголки звёзд,


касаются рук его.


Тише, строчки мои,


не шумите в стихах:


человек постигает лицо вещей.


Если очи взяла война –


ладони глядят его,


десять зрачков на пальцах его,


и огромный мир впереди.




Стихи о любви



Твоей руки


коснулась я,


и зацвела сирень...


Боярышник в сквере


Большого театра


цветами покрыл шипы.


Кратчайший миг,


а весна на весь мир.


И люди прекрасней ветвей


идут, идут,


излучая любовь,


что в сердце зажглась в моём...



Отходит равнодушие от сердца,


когда посмотришь на берёзовые


листья,


что почку открывают


в середине мая.


К младенчеству весны


с любовью припадая,


ты голову к ветвям склоняешь,


и в этот миг


походит на рассвет –


бурею битое,


грозою мытое,


жаждой опалённое


твое лицо,


мой современник нежный.



* * *



Стояла белая зима,


Дыханием снегов


Весну напоминая.


Игольчатый снежок


Роняли облака.


И белые поляны разделяя,


Река, как нефть,


не замерзая,


Текла в пологих берегах.



Улица



Волнует улица меня


неуловимою идеей,


которую назвать я не умею,


лишь стать частицей улицы могу.


Пойдем вдвоём,


читатель милый,


по вечереющей Москве


и с улицей смешаем цвет


одежд своих,


восторженность весны


с толпою разделив...…



Давай присядем здесь –


в тени листвы –


и будем лица проходящих


читать, как лучшие стихи.



И город встал,


касаясь облаков,


одетый в камень


и украшен медью.


И в окнах зори отражались.


И вальсы, как грядущие, звучали,


и синими огнями загорались


вечерние рекламы на фасадах.


И на безлиственных сучках


цвёл чашечками розовый миндаль...…


И множество детей,


как первые цветы,


лежали на простынках белых


и в первый раз глядели в небеса.



Вон


детский врач идёт


с улыбкой Джиоконды,


дано ей травами младенцев мыть,


и солнцем вытирать,


и воздухом лечить.



Ещё вон женщина прошла,


шелками стянута она,


как гусеница майского жука,


и серьги с красными камнями


висят, как люстры, под ушами,


и от безделья кисти рук


черты разумные теряют.



Две ножки в пёстрых босоножках


девчонку дерзкую несли


с глазами яркими, как всплески,


на платье – яблоня в цвету.



Навстречу ей


студенты шли,


веселья звучного полны,


с умом колючим за очками


и просто с синими глазами…...



Взволнованных мечтаний


город полн...…


Он вечно улицами молод


и переулками бессмертно стар.



Урал



Лежало озеро с отбитыми краями...


Вокруг него берёзы трепетали,


и ели, как железные, стояли,


и хмель сучки переплетал.


Шёл человек по берегу – из леса,


в больших болотных сапогах,


в дублёном буром кожухе,


и за плечами, на спине,


как лоскут осени – лиса


висит на кожаном ремне...



Я друга из окошка увидала,


простоволосая,


с крыльца к нему сбежала,


он целовал мне шею,


плечи,


руки,


и мне казалося, что клён могучий


касается меня листами.


Мы долго на крыльце стояли.


Колебля хвойными крылами,


лежал Урал на лапах золотых.


Электростанции,


как гнёзда хрусталей,


сияли гранями в долинах.


И птицами избы


на склонах сидят


и жёлтыми окнами


в воду глядят.



Утренний этюд



Каждое утро


к земле приближается солнце


и, привстав на цыпочки,


кладет лобастую обветренную


голову на горизонт


и смотрит на нас –


или печально,


или восхищённо,


или торжественно.


И от его близости земля обретает слово.


И всякая тварь начинает слагать в звуки


восхищение души своей.


А неумеющие звучать


дымятся синими туманами.


А солнечные лучи


начинаются с солнца


и на лугах оканчиваются травой.


Но счастливейшие из лучей,


коснувшись озёр,


принимают образ болотных лягушек,


животных нежных и хрупких


и до того безобразных видом своим,


что вызывают в мыслях живущих


ломкое благоговение.


А лягушки и не догадываются,


что они родня солнцу,


и только глубоко веруют зорям,


зорям утренним и вечерним.


А еще бродят между трав, и осок,


и болотных лягушек


человеческие мальчишки.


И, как всякая поросль людская,


отличны они от зверей и птиц


воображением сердца.


И оттого-то и возникает в пространстве


между живущим и говорящим


и безначальная боль,


и бесконечное восхищение жизнью.





Другие статьи в литературном дневнике: