Ренессанс

Борис Пинаев: литературный дневник

Пусть себе церковь существует, как она хочет, и пусть себе церковные люди относятся к церкви с величайшей серьёзностью. Я, говорит возрожденец (вырожденец? - Б.П.), совершенно ничего против этого не имею. Но если брать лично мои, и притом самые интимные, воззрения, то для меня достаточно уже и одного того, что всю эту средневековую ортодоксию с её учением о человеке, мире и Божестве я воспринимаю ТОЛЬКО ЭСТЕТИЧЕСКИ. Тут ведь очень много глубокой красоты и очень много художественной привлекательности. Однако я, думает возрожденческий человек, воспринимаю всё это
ТОЛЬКО КАК ПРЕДМЕТ незаинтересованного УДОВОЛЬСТВИЯ, только как предмет самодовлеющего созерцания и только как мир бескорыстного, лёгкого и человечески САМОУТВЕРЖДАЮЩЕГОСЯ существования. Это эстетическое понимание действительности, с одн. ст., освобождало возрожденческого человека от всех обязанностей, которые на него накладывала средневековая ортодоксия (Церковь Христа. - Б.П.).
А с др. ст., оно защищало его от всякого вульгарного материализма, от всякого грубого проявления индивидуально-человеческой силы и от всякого корыстного самоутверждения,
которое уже возникало и в самом Ренессансе и которое особенно легко могло возникать ПОСЛЕ ОТХОДА от антично-средневековых абсолютов. (...)


ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ тип возрожденческой эстетики и вообще культуры заложен уже в философии Х111 в. у Фомы Аквинского,Бонавентуры, Ульриха Страсбургского и других представителей так называемого расцвета схоластики. Это не расцвет схоластики, но уже проторенессанс... (...)


Гелиоцентризм Коперника, учение о законах движения планет вокруг Солнца у Кеплера и аналитическая индуктивно-дедуктивная теория у Галилея с его законами механики и динамики - весь этот тип возрожденческого мышления гипертрофировал ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ способность человека, приводил к развитию МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ метафизики и в этом смысле был уже самоотрицанием Возрождения и переходом к МАТЕРИАЛИЗМУ Нового времени...


А.Ф. Лосев. Эстетика Возрождения. М.:Мысль.1982. С.101, 103, 107.





Другие статьи в литературном дневнике: