Кризис безбожия

Борис Пинаев: литературный дневник

Бог есть любовь -- и открывается только живому, любящему сердцу.


А вы,
отрицатели Бога, презираете начало любви как проявление сентиментальности и
рабства и провозглашаете классовую ненависть как единственно верный путь и
кровавую, мстительную революцию как единственное спасение человечества.


Уставившись на мир и на людей сердцем, полным страха, зависти и злобы, вы
обращаетесь тем же самым актом к Богу -- и начинаете ненавидеть и поносить и
Его как существо злобное и угнетающее, и стремитесь навязать те же чувства и
то же воззрение и нам. А мы, в ответ, должны показать, в чем ваша ошибка и
почему вы отрицаете Бога.


Как это просто и ясно: Бог постигается духом и любовью, а потом, из
духа и любви -- Он созерцается нечувственным воображением, совестью, волею и
вдохновенной мыслью.


Люди, лишенные духа и любви и не хотящие или не могущие жить ими, что
могут сказать о Нем? Только то, что Его нет; что верить в Него не следует,
что это -- глупо и вредно.


Почему глупо? Потому что неосновательно и суеверно. Зачем верить в то,
чего нет? Умно ли это? Люди без всякого основания верят в ложные слухи. Умно
ли это? Нет, глупо. Люди от суеверия верят в то, что встретить похороны к
добру, а встретить священника к несчастью. Это суеверно и глупо. Вот также
глупо верить в Бога, если Его нет. А безбожники уверены, что Его нет: ибо,
говорят они, мы его не видим в мире внешних вещей -- значит, его нет,
значит, верить в него глупо.


А почему верить в Него вредно? Потому что, по мнению безбожников, люди
верят от невежества и страха; верят от страха и боятся от веры; и чем больше
верят, тем больше боятся. А страх, да еще неосновательный страх, унижает
человека, подрывает в нем веру в свои силы, подрывает его вдохновение и
творчество и отдает его во власть того сословия -- духовенства, которое
питает и поддерживает в нем эту трусость. Страх есть порождение рабства и
источник нового порабощения. А неосновательный страх вызывает сверх того еще
покорную пассивность и нелепую надежду на то, что несуществующего Бога можно
умилостивить, склонить на свою сторону и получить от него помощь. Поэтому --
вера вредна прогрессу и свободе.


И вот, мы все должны осязательно и окончательно убедиться в этом -- что
мы вышли в самый глубокий тыл противника, верно обозрели его основные
позиции, научились говорить на его языке и думать его мыслями и, главное --
поняли его слабые места и его основные, фатальные для него
ошибки.


Мы поняли, почему они не умеют верить в Бога и почему они утверждают,
что эта вера глупа и вредна. Мы поняли, в чем состоит тот глубокий кризис,
который вызвал к жизни современное безбожие.


Цивилизованное человечество наших дней оскудело духом и любовью и
ожесточилось. Причины этого процесса глубоки и сложны -- и заложены в веках;
если свести их к единой формуле, то надо было бы сказать: торжество рассудка
над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим,
внешнего опыта над внутренним опытом.


Это торжество, это преобладание обнаружилось не только в светских
кругах и делах, но и в религиозно-церковно-христианских.
Внешние причины содействовали этому процессу: размножение и уплотнение
народонаселения; революционный выход масс на поверхность жизни; технические
открытия, создавшие новую промышленность; развитие капитала и связанная с
ним новая и обостренная классовая дифференциация; образование промышленного
пролетариата и крупных городов, население которых отрывается от природы и
покоряется машинной жизни; распространение полуобразованности и
демократизации государств; дразнящие, назойливые успехи материальной
цивилизации и связанная с этим всеобщая жажда комфорта и наслаждений; и
многое другое, чего я не могу здесь даже и перечислить.
Все это вело и ведет к одному -- к оскудению человечества в духе и
любви.


Духовен человек постольку,
1) поскольку он живет внутренним опытом, а не только и не просто
внешним, телесно-чувственно-материальным,


2) поскольку он умеет отличать -- нравящееся, приятное, дающее
наслаждение от того, что на самом деле хорошо, объективно-прекрасно,
истинно, нравственно, художественно, справедливо, совершенно, божественно
и


3) поскольку он, различая эти два ряда ценностей, умеет прилепляться к
совершенному, предпочитать его, насаждать его, добиваться его, служить ему,
беречь его и в случае надобности умирать за него.


И вот, во всеобщей погоне за приятностями и удовольствиями, современное
человечество растеряло это духовное измерение вещей и деяний; оно разлюбило
духовность в жизни и вместе с тем разучилось любить, а научилось
ожесточаться и ненавидеть.


В наши дни большинство людей жаждет не духа, а наслаждений; трепещет не от
совершенства и близости к нему, а от земных, чувственных сладострастий
всех родов и видов, пресыщаясь ими и хладея ко всему иному. Но что еще
замечательней и фатальней -- человечество наших дней выдвинуло
соответствующие теории, учения, доктрины, оправдывающие и обосновывающие
такую жизнь. Таковы учения: гедонизма, сводящего смысл жизни к наслаждениям;
утилитаризма, успокаивающегося на пользе; экономического материализма, с его
классовой борьбой и равным распределением земных благ и наслаждений, и т.
д.


Но и это все могло бы быть не более, чем тягостным заблуждением,
временным ослеплением: если бы, например, оказалось, что человечество ищет
совершенного и только соблазнилось соблазном сладострастия,-- подобно
Одиссею, который стремится на свою родину и временно застревает у нимфы
Калипсо; или подобно паломнику, идущему в Иерусалим и соблазнившемуся в пути
земными утехами. Мы не ригористы, не педанты и не изуверы. Человек есть
человек и не может обойтись без человеческого.


Страшно иное: страшно то, что люди наших дней не хотят иного, что они
ожесточились в отрицании духа и любви, что они создали воинствующий мировой
центр, хотящий словом и примером, лукавством и преступлением, мукой,
нищетой, страхом и кровью навязать всему человечеству уклад бездуховный и
противолюбовный, навязать всем людям слепоту безбожия и ожесточенность в
этой слепоте.


И еще страшно то, что человечество видит эту затею и в большинстве
своем безразлично молчит или предательски способствует этой
затее.


Вот где дно современного кризиса. Вот где раскрывается природа
современного безбожия -- в его упоенной воинственности. И, видя это дно и
эту воинственность, разумея всю опасность этого процесса и приветствуя
разумом и волею, и сердцем всякую благородную попытку противостать этому
соблазну и остановить его победное шествие,-- мы должны, мы призваны
внутренне подготовить себя к борьбе с этим безбожием, научиться побеждать
его духом и любовью -- и в себе, и в других, и уразуметь его внутреннюю
обреченность.


Цитата из: Иван Ильин. Кризис безбожия



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.12.2010. Кризис безбожия