Джулио Дуэ
ДЖУЛИО ДУЭ. АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ.
Будущий основоположник авиационной стратегии Джулио Дуэ родился в 1869 году в итальянском городке Казерте. Он окончил Артиллерийское и инженерное военное училище в Турине и был направлен служить в одну из артиллерийских частей Итальянской армии. По прошествии нескольких лет Дуэ успешно окончил Академию Генерального штаба. Дуэ с молодости отличала увлечённость новейшими видами техники и возможностью использования её в военном деле. «Он обратил на себя внимание своими работами по штабной службе: «Использование автомобилей в действующей армии», и техническими исследованиями: «О холоде», «О моторах»» - указывалось Полем Вотье в биографическом очерке, посвящённом генералу Дуэ(1). С появлением аэропланов, Дуэ стал горячим сторонником создания авиационных вооружённых сил. Но его взгляды высокопоставленными генералами и большинством военных теоретиков просто игнорировались. Его считали чуть ли не фантастом, подобно талантливому английскому писателю-фантасту Герберту Уэльсу. В 1910 году Дуэ публикует работу: «Проблемы воздушного передвижения». «Я разъяснял значение господства в воздухе ещё 12лет тому назад, когда первые самолёты начинали ещё только подпрыгивать, но не летать. С тех пор я пытался привлечь внимание к новому оружию…» - вспоминал в 1921 году Дуэ(2). Тогда же он писал: «Армия и флот должны… видеть в появлении летательных аппаратов рождение третьего брата – младшего, но имеющего не меньшее значение в великой военной семье»(3).
Перед Мировой войной 1914-1918гг. Джулио Дуэ командовал авиационным батальоном и составил первый устав этого рода войск. Здесь уже он стал страдать за свои, высказанные в печати, идеи. Он вынужден был оставить командную должность и с трудом добился перевода в штаб.
В августе 1914 года, немедленно после объявления войны , Дуэ опубликовал в печати ряд статей, в которых настаивал на необходимости Италии вступить в войну на стороне Антанты. В мае 1915 года, когда Италия, наконец, вступит в войну, Джулио Дуэ состоял начальником штаба Миланской дивизии. Но он продолжает подавать по начальству один за другим докладные записки «относительно характера операций и о том, как следовало бы вести эту странную войну, представляющую больше социальное, чем военное явление, столкновение скорее между народами, чем между армиями. Он представляет министру доклад, заключающий в себе резкую критику итальянских методов ведения войны. Доклад пересылают главнокомандующему. Полковника Дуэ предают военному суду и приговаривают к году тюремного заключения»(4) Дуэ выходит из тюрьмы в 1917 году как раз в дни неудач Итальянской армии под Капоретто, когда на полях сражений сбылись его пророческие предсказания о том, что устаревшие методы ведения войны ни к чему иному привести не смогут, кроме, как к поражению. В войне, в которой массово применяеются современные виды оружия (танки, миномёты, дирижабли, боевые аэропланы, отравляющие газы, зенитная артиллерия, авиационные торпеды), должны использоваться совершенно новые оперативно-стратегические методы борьбы. «Причины разгрома Итальянской армии (под Капаретто – СП), по определению следственной комиссии, оказываются именно те, которые Дуэ отметил в своём докладе, послужившем основанием для его осуждения»(5) В 1920 году приговор 1916 года был отменён. Суд отметил, что поступок половника Дуэ был продиктован высшими интересами Италии и что он «для блага родины пожертвовал своими личными интересами и узами дисциплины»(6) Проявить же гражданское мужество, часто гораздо труднее, чем мужество на поле боя.
Уже после окончания Мировой войны Дуэ назначается директором авиации Италии. В 1921 году Дуэ производится в генералы, но «в это время он был уже в отставке», как отмечалось в его биографическом очерке.(7) В том же 1921 году Дуэ издаёт свой классический труд: «Господство в воздухе». В издании этого труда ему способствовало военное министерство и в частности маршал Диаца. Джулио Дуэ до конца своих дней не переставал отстаивать в печати свои убеждения, по вопросам военной стратегии, которая, как он считал, в корне изменилась, благодаря новому виду техники – самолёту, и авиации как стратегически главному виду вооружённых сил.
Умер Джулио Дуэ в марте 1930 года упорно веря, что в Италии государственные мужи, наконец, услышат его пророческий голос, о решающем значении роли авиации в грядущей войне. В последнем предисловии к своей книге «Господство в воздухе» Джулио Дуэ писал: «…прошло более 10 лет с того дня, как я впервые изложил основные, содержащиеся в ней идеи, и уже в течение более чем десяти лет я сражался, напрягая все свои силы, стремясь влить в умы понимание действительного значения воздушного оружия, но все мои старания были затрачены впустую перед лицом равнодушия военных властей и правительств»(8)
В своей книге «Господство в воздухе» Дуэ с горечью констатировал: «Всё то, что авиация сделала во время войны, она сделала благодаря заслугам и по инициативе своего доблестного личного состава, несмотря на действия высшего военного начальства, а иногда и вопреки им. Но личный состав авиации не смог охватить всю войну во всём его объёме и должен был поэтому ограничить свой кругозор тесными рамками лишь открытых для него областей.Когда кое-кто пытался, как это сделал я, предлагая в 1915 г. создание итальянской воздушной армии, а в 1917 г. создание межсоюзнической воздушной армии, - привлечь высшее военное начальство к изучению ценности воздушного средства, как самодовлеющего средства достижения общих целей войны, военное начальство не сблаговолило даже заняться рассмотрением вопроса». (9)С.165.
С пророком доктрины «Господство в воздухе», случилось то, что обычно случается с пророком при жизни, и спустя какое-то время после смерти. «Ни в одном государстве «Доктрина Дуэ» не была принята за основу военного планирования – но практически не оказалось стран, не учитывающих её в своих стратегических разработках»(10)
Немецкий генерал авиации Вернер Крейпе, учасвовавший в «Битве за Англию» в 1940 году, уже в послевоенной работе, находясь в плену у американцев, отмечал: «Немецкие лётчики славились высоким боевым духом и глубокой верой в победу. Среди наших офицеров нашлось много последователей итальянского генерала Дуэ, проповедывавшего, что авиация должна играть главную роль в любой современной войне. Некоторые из нас верили, что авиация и только одна авиация, нанесёт решающий удар в битве за Англию. (…) В целом можно сказать, что хотя мы, немецкие лётчики, и считали авиацию в то время авиацию решающим видом вооружённых сил, мы не дерзали утверждать, что войну можно выиграть силами одной только авиации»(11). И этого действительно не произошло. Англия выдержала натиск немецкой авиации, возможно именно из-за того, что германские ВВС, имея перед собой несколько стратегических целей, так и не смогли завоевать господство в воздухе.
Теория «Господства в воздухе» генерала Дуэ была осуществлена на практике Германской авиацией при ударе её по ВВС Красной Армии в 1941 году. Историк В.А.Анфилов писал: «Наши военно-воздушные силы чётко поставленных задач не имели, а ответного удара по аэродромам противника наносить не решались. Поэтому, поднявшись после первого налёта противника в воздух, авиационные части примерно после часового полёта в зоне ожидания сажались на свои аэродромы. Воспользовавшись этим, противник продолжал их бомбить. В течение дня военно-воздушные силы приграничных округов потеряли около 1200 самолётов».(12) И далее он констатирует: «Потеря почти всех самолётов 9-й смешанной авиационной дивизии на аэродромах оказала такое психологическое воздействие на её командира Героя Советского Союза, депутата Верховного Совета СССР, генерал-майора авиации С.А.Черных, что он бежал из своего соединения и был обнаружен только 26 июня в Брянске. Не смог перенести потерь и командующий авиацией округа. В 17 часов 22 июня в своём рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством командующий ВВС ЗапОВО генерал-майор Копец И.И (…). Вот в такой трудной и сложной обстановке, когда противнику удалось завоевать господство в воздухе в первые же часы войны, вынуждены были сражаться советские лётчики»(13). «И хотя наши лётчики пытались ещё бороться за господство в воздухе, исход борьбы был предопределён в первый день войны. Это дало противнику огромные преимущества в ведении военных действий и на земле»(14). Историк В.А.Анфилов делает вывод о значении господства в воздухе: «Внезапность, достигнутая противником, приведшая к сокрушительному разгрому Западного фронта, большим потерям других фронтов, а главное – абсолютному завоеванию немецкой авиацией господства в воздухе, поставила Советские вооружённые силы в крайне тяжёлое положение. Острый недостаток, а часто полное отсутствие поддерживающей авиации и зенитных средств оставляло войска и штабы совсем беззащитными с воздуха, что вело ещё к большим потерям и дезорганизации управления».(15)
Вторая мировая война подтвердила на практике многие гениальные пророческие выводы Джулио Дуэ относительно роли стратегической авиации во второй Мировой схватке народов, способной завоевать господство в воздухе. К подлинным пророкам не всегда прислушиваются высокопоставленные чины не только армии: «И сами с усами». Но «практика – критерий истины». Война всё и всех ставит на своё место.
Мысли итальянского генерала Дуэ строго математически выверены, логичны и подтверждёны боевым опытом всех войн ХХ века. Бессмертные выводы генерала Дуэ непременно должны стать теоретическим достоянием офицеров, офицеров российской армии.
---
1. Поль Вотье. Личность Дуэ. Биографический очерк. По: Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.329.
2. Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.46.
3. Там же, С.49.
4. Поль Вотье. Личность Дуэ. Биографический очерк, Там же, С.330.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Предисловие автора Джулио Дуэ, к его книге «Господство в воздухе». Цит. по: Джулио Дуэ Господство в воздухе М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.11.
9. Джулио Дуэ, Там же, С.165.
10. Предисловие от редакции. По: Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.6.
11. В.Крейпе Битва за Англию. По: Роковые решения, М., Воениздат, 1958, С.44, 45.
12. В.А.Анфилов Крестный путь к «белоснежным полям под Москвой» Загадка 1941 г. М., Вече, 2005. С.239
13. Там же, С. 240.
14. Там же. С. 259.
15. Там же, С.302.
Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003
• Воздушный флот, открывая человеку новое поле действий – воздушное пространство, - неизбежно должен был привести человека к борьбе также и в воздухе, ибо где только могут встретиться два человека, там неизбежна борьба. С.12.
• …Армия и флот, хотя одна сражается на суше, а другой на море, должны оба действовать, имея в виду одну конечную цель – победу, а потому должны действовать согласованно, но не в подчинении друг другу. Зависимость флота от армии или наоборот только уменьшила бы свободу действий одной из сторон, и, как следствие, коэффициент полезного действия её. Точно также и силы, сражающиеся в воздухе, должны действовать согласованно с силами, сражающимися на суше или на море, но не в подчинении им. С.15.
• Воздушное оружие даёт возможность перенести, помимо взрывчатых веществ, химический или бактериологический яд в любую точку неприятельской территории, сея по всей вражеской территории смерть и разрушение. С.17.
• Германия разоружена в отношении прежних родов войск, и ей запрещено содержать вооружённые силы старого типа. Страна, которая вряд ли сможет примириться с тем, чтобы оставаться слабее других, в силу неизбежности вынуждена будет искать средства для осуществления своего реванша вне круга тех, которые у неё отняты и ей воспрещены. С.17.
• Война синтетически определяется как действие двух простых и противоположных воль: с одной стороны – тот, кто намерен захватить известную часть земной поверхности, с другой – тот, кто намерен воспротивиться занятию этой зоны противником. С.18.
• …Во время Мировой войны, хотя она глубоко захватила целые народы, положение было таково, что пока меньшая часть граждан сражалась и умирала, большинство жило и работало, чтобы снабдить меньшинство средствами для военных действий. И всё это могло иметь место потому, что невозможно было перейти боевые линии, не разбив их предварительно. С.21.
• Линии фронта, расположенные на поверхности земли, не могут более защищать то, что находится в их тылу; победа на земной поверхности не предохраняет народ, одержавший эту победу, от воздушных нападений со стороны противника до тех пор, пока победивший на земле не получит возможности фактически заняв неприятельскую территорию, разрушить то, что даёт жизнь неприятельским воздушным силам. С.22.
• …Для того, чтобы начать наступательные действия, прежде всего необходимо было иметь потребные для его развития средства. С.23.
• Истина такова: всякое усовершенствование огнестрельного оружия даёт преимущество оборонительному образу действий. С.24.
• …Никогда (ещё) наступление не было столь затруднительным, жестоким и дорого стоящим, как в Мировую войну. С.25.
• …Наступление, вследствие возросшей мощи огнестрельного оружия, требует значительного превосходства в силах. С.25.
• Несомненно, если бы войска были вооружены шомпольными ружьями и заряжающимися с дула орудиями, мы бы не увидели ни окопов из железобетона, ни проволочных заграждений, и исход Мировой войны был бы решён в несколько месяцев. С.26.
• Вся стратегическая игра германцев сводилась к этому – удерживать небольшими, но хорошо организованными для обороны силами часть сил противника, чтобы атаковать другую часть своими главными силами; и это удавалось им достаточно часто и в течение долгого времени. С.27.
• …Окончательное решение было достигнуто сражениями, менее кровопролитными, чем другие сражения, дававшие в ходе войны весьма относительные результаты. Несомненно, что половины разрушений было бы достаточно, если бы они были осуществлены в течение трёх месяцев; четверти их было достаточно, если бы они были произведены в восемь дней. С.28.
• …Чтобы обороняться, необходимы воздушные силы, по меньшей мере в 20 раз превышающие те, которыми неприятель располагает для нападения. С.32.
• Для того, чтобы помешать неприятелю произвести на нас нападение с помощью своих воздушных сил, не существует иного практического средства, как только уничтожить его воздушные силы. С.34.
• Целями для воздушных нападений будут …преимущественно площади определённых размеров, на которых расположены нормальные строения (жилые здания, заводы и пр.) и определённое население. Для разрушения таких целей следует пользоваться тремя типами бомб – фугасными, зажигательными и химическими, применяя их в надлежащем соотношении. С.36.
• Если полк способен ещё сопротивляться в разрушенном окопе, потеряв две трети своего состава, то целый цех видит свою работу прерванной вследствие разрушения одной группы станков и разбегается при малейших потерях. С.40.
• …Завоевать господство в воздухе – это значит получить возможность предпринимать против неприятеля наступательные действия именно такого масштаба, превосходящие все иные, какие только может вообразить ум человеческий; это значит быть в состоянии отрезать неприятельскую сухопутную армию и морской флот от их баз, лишая возможности не только сражаться, но и жить; это значит защитить верным и безусловным способом свою территорию и свои моря от подобных нападений; сохранять в боеспособном состоянии свою армию и свой флот, позволить своей стране жить и работать в полнейшем спокойствии; одним словом, это значит – победить. С.40.
• Потерпеть поражение в воздухе, т.е. быть лишённым возможности летать, - значит быть отрезанным от своей сухопутной армии и своего флота, видеть их лишёнными всякой возможности действовать, оставаться в полнейшей зависимости от воли неприятеля, без какой-либо возможной защиты, быть подверженным самым мощным нападениям, которые противник сможет предпринимать повсюду с величайшей лёгкостью, и минимальным риском; короче, это означает быть побеждённым и вынужденным принять те условия, какие неприятелю угодно будет поставить. Таково значение господства в воздухе. С.40.
• Масштаб воздушных нападений как с материальной, так и с моральной стороны превосходит масштаб всех прочих известных видов нападения. С.44.
• …Необходимо при подготовке государственной обороны совершенно изменить направление, потому что формы возможных будущих войн будут совершенно иные, нежели формы войн прошлого времени. С47.
• …Мировая война представляет собой особую точку кривой, изображающей эволюцию форм войны; в этой точке кривая резко изменяет своё направление под влиянием факторов, совершенно новых и совершенно отличных от тех, которые определяли её до сего времени; поэтому прошлое ничего не даёт для будущего, и последнее должно быть создано совершенно заново. …Если это не будет принято в расчёт, то страна будет вынуждена принести громадные жертвы для подготовки своей обороны, жертвы, которые окажутся совершенно бесполезными или дадут самые ничтожные результаты, так как средства обороны страны не окажутся пригодными для этой цели. С.47.
• Армия и флот должны… видеть в появлении летательных аппаратов рождение третьего брата – младшего, но имеющего не меньшее значение в великой военной семье. С.49.
• Для завоевания господства в воздухе, т.е. для достижения возможности воспрепятствовать неприятелю летать, необходимо лишить неприятеля всех воздушных средств, а это может быть достигнуто лишь уничтожением этих средств либо в воздухе, либо в их базах, либо на заводах, где они изготовляются, - одним словом, где возможно их пребывание или производство. С.51.
• Государственная оборона может быть обеспечена лишь воздушными силами, способными в случае вооружённого столкновения, завоевать господство в воздухе. С.51.
• Победа улыбается тому, кто предвосхищает изменения форм войны, а не тому, кто приспосабливается к изменениям. С.53.
• Тот, кто первым будет готов к новой войне, сможет одержать победу не только в короткий срок, но также и с минимальными средствами и с минимальными жертвами. С.53.
• Антанта, чтобы обезопасить себя от возможных германских стремлений к реваншу, поставила Германию в условия, ведущие её к решительному устремлению на тот путь, который может наиболее верно привести её к реваншу. Действительно, Германия, лишённая возможности вооружаться на суше и на море, будет вынуждена вооружаться в воздухе. С.54.
• Природа не делает скачков (лат.) С.52.
• …Неизмеримо более действенным является метод уничтожения их (самолётов) баз, их запасов и центров их производства. С.60.
• Воздушная армия должна… состоять из бомбардировочных частей и частей воздушного боя; первые предназначены для наступательных действий против наземных целей, вторые – для того, чтобы дать первым возможность действовать даже при наличии воздушного противодействия со стороны неприятеля. С.61.
• …Костяк воздушной армии: бомбардировочные части – в максимально возможном числе, части воздушного боя – в соответствии с возможным противодействием неприятеля. С.61.
• …На войне вообще немыслимо действовать, не подвергаясь риску, и многое уже достигнуто, если удаётся этот риск довести до минимума. С.65.
• …Победа никогда не достигается бегством. (А Гораций? – СП) С.66.
• Большая скорость у летательных аппаратов достигается в ущерб полезной нагрузки… С.66.
• Истребительная авиация представляет собой скорее сборище странствующих рыцарей воздуха, чем воздушную кавалерию. С. 73.
• …Тот, кто основывает свою мощь на скорости, делает ставку на сомнительную карту. Самолёт-истребитель, встречающий более быстроходного противника, превращается из охотника в дичь. С.74.
• Только опыт и практика смогут дать достаточные данные для определения числа самолётов, которые должны входить в состав части воздушного боя, её строя и тактики. С.76.
• …На войне необходимо располагать силами, способными выполнять операции, несмотря на противодействие противника. С.78.
• Усовершенствования всегда имеют большое значение для крайностей, но мало затрагивают средние объекты. С.79.
• Воздушная армия должна применяться в массе. С.81.
• Никакой признак не может а рriori осведомить неприятеля о пункте, который будет атакован. С.82.
• Выбор одной цели преимущественно перед другой зависит от целого ряда военного, политического, социального и психологического порядка, которые, в свою очередь обуславливаются обстановкой данного момента и которые нужно исследовать в связи с ней. С.84.
• Воздушная армия надлежащей силы обладает такой наступательной мощью, что способна причинить неподготовленному неприятелю чрезвычайно значительный и непоправимый урон, который может в несколько дней привести к полнейшему поражению. С.84-85.
• Как кавалерия (если только она не спешивается) для того, чтобы обороняться, должна нападать, так и воздушный флот, обладая ещё большей наступательной способностью, может обороняться, только наступая. С.86.
• …Легче уничтожить неприятельскую воздушную мощь, разрушив яйца и гнёзда летунов, чем отыскивать в воздухе самих летунов, чтобы сбить их. В каждом случае отклонения от этого принципа будет совершена ошибка. С.88.
• …Результатом применения зенитной артиллерии является лишь бесполезная трата времени и средств. С.90.
• …Местная оборона против воздушных нападений также неосуществима, и всё то, что затрачивается для этой цели, противоречит экономике войны, тогда как, будучи затрачено иначе, оно оказалось бы более выгодным для целей войны. С.90.
• Воздушная война, взятая в своём истинном смысле, не допускает обороны, допускает только нападение: необходимо примириться с ударами, которые наносит нам неприятель, чтобы использовать все имеющиеся средства для нанесения неприятелю ещё более сильных ударов. Такова основная идея, которая должна руководить развитием воздушной войны. С.91.
• Самыми подходящими объектами будут цели наиболее чувствительные в материальном и моральном отношении, так как они дают возможность достичь наибольшего влияния на общий ход войны. С.97.
• Может оказаться правильным применение нашей воздушной армии для завоевания господства в воздухе, что дало бы в дальнейшем победу; но это может оказаться и неправильным, если, например, прежде, чем мы успеем завоевать господство в воздухе, неприятельской воздушной армии удастся действиями преимущественно против нашего населения добиться разложения и распада в нашей стране. С.97.
• …Выбор целей будет зависеть от сложных условий обстановки, от условий материального, морального и идейного порядка, которые не так легко учесть, и талантливость командующих воздушными армиями проявится именно в этом выборе. С.97-98
• …Чтобы нанести неприятелю максимальный урон в кратчайший срок, было бы ошибочным использовать в каждый день операций лишь часть наличных сил. С.98.
• …Исход войны такого типа (тотальной – СП) неизбежно будет решён уничтожением материальных и моральных сил целого народа, переносящего страшный катаклизм, преследующий его повсюду, без передышки, пока не будут порваны все общественные связи. Однако в возмещение этого в войне подобного типа исход будет достигнут в кратчайший срок, так как военные действия будут непосредственно и с максимальной силой бить по наименее устойчивым элементам борющихся стран. Может быть, несмотря на жестокость, эти войны будут человечнее былых войн, так как в конечном счёте они будут стоить меньше крови. Но тот, кто не окажется подготовленным и готовым выдержать их, тот погибнет. С.99.
• Настанет день, в который никто не подумает более пользоваться услугами пароходов, чтобы пересечь океан, - подобно тому, как в настоящее время никто не думает переплыть океан на парусном судне. С.108-109.
• …Чтобы выковать пригодное оружие, нужно прежде всего точно определить, как его намереваются применять и как с ним нужно обращаться. С.111.
• …В то время как стратегическое применение воздушной армии может быть следствием гениального приложения немногих принципов, его техническое применение требует тщательного теоретического и практического изучения вооружения и строев. С.111.
• Все три силы (сухопутные, морские и воздушные) действуют как множители одного произведения; для того, чтобы произведение оказалось максимальным, необходимо, чтобы между создающими его множителями существовали определённые соотношения. 112.
• …Хотя за командующими сухопутной армией, морским флотом и воздушными силами должна быть сохранена полнейшая свобода действий в их собственной сфере, необходимо в интересах государства, чтобы … высший орган власти согласовывал между собой их отдельные действия. С.113.
• …Следовало бы иметь: а) орган, который, исследуя все потребности государственной обороны, устанавливал бы наиболее правильное соотношение между сухопутными, морскими и воздушными силами, и в этом же соотношении распределял бы средства, предназначенные для государственной обороны; б) орган, который был бы подготовлен взять на себя в случае военного конфликта общее командование совокупностью всех трёх видов вооружённых сил для полнейшего координирования их действий. С.113.
• По политическим, моральным и экономическим причинам, а также по соображениям безопасности воздушные сообщения над нашей территорией и над Средиземным морем должны совершаться под итальянским флагом. Такова должна быть основная концепция нашей воздушной политики…С.126.
• Летательный аппарат является аппаратом смелости во всех значениях этого слова. С.128.
• Свинцовые ноги плохо сочетаются с лёгкостью крыльев. С.131.
• За всякое колебание, всякую робость придётся… горько поплатиться. С 131.
• Рим, бывший центром величайшей империи мира на заре цивилизации, должен стать, благодаря последнему достижению цивилизации (авиации – СП), центром наиболее быстрых сообщений, наиболее значительным воздушным портом мира. С.133.
• Ясно, что если мы не сумеем добиться для нашей страны подобающего воздушного значения, (то) мы дадим иностранцам известное право провести над Италией свои воздушные линии. С.133.
• …Ни одно государство в мире не настолько богато, чтобы иметь возможность содержать в полной готовности надлежащие воздушные силы чисто военного характера; поэтому всем неизбежно придётся подготовляться к тому, чтобы быть в состоянии использовать для военных целей средства соответствующей гражданской авиации. С.135.
• …Абсолютного не существует. На практике всегда необходимо уметь примирять крайности… С.135.
• Война ведётся массами, а массы составлены из средних величин. С.136.
• …Как военные, так и гражданские лётчики должны стать хозяевами своих самолётов…С.137.
• …Эффективность всякой монополии ничтожна. С.140.
• В вопросе о способе распределения бюджета между различными видами деятельности военные власти не являются компетентными. С.141.
• Начиная с малого, легко прийти к большому; а начинать с малого необходимо, когда приходится приступать к новому делу при отсутствии подготовленных людей. С.146.
• …Связанный с войной риск настолько значителен, что наряду с ним всякий иной риск кажется не заслуживающим внимания. С.148.
• …Все факторы безопасного полёта в наших руках и мы обладаем талантливыми и отважными людьми, безоблачным небом и родиной, раскинувшейся в том море, где родилась цивилизация. С.149.
• …На войне то, что является бесполезным, оказывается не только излишним, но и вредным, ибо оно могло бы быть применено с пользой иным путём. С.154.
• Всякое усиление, всякая доля энергии, всякое средство, отвлечённые от этой основной цели (завоевания господства в воздухе) представляет собой уменьшение вероятности завоевания господства в воздухе, увеличение вероятности потерпеть поражение в случае войны. Всякое отвлечение от основной цели является ошибкой. С.154.
• Говоря, что господство в воздухе даёт возможность совершать полёты перед лицом неприятеля, у которого отнята возможность сделать то же самое, я хочу сказать: «даёт возможность совершать полёты, чтобы что-нибудь сделать, перед лицом неприятеля, неспособного в свою очередь сделать что-нибудь во время полёта. С.158.
• Итак, воздушная армия должна удовлетворять двум условиям, чтобы стать основным фактором победы: а) быть способной победить в борьбе за завоевание господства в воздухе; б) быть способной по завоевании господства в воздухе, использовать его силами, позволяющими сломить материальное и моральное сопротивление противника. С.160.
• …Отвлечение сил от основной цели может привести к тому, что цель не будет достигнута, а потому отвлечение воздушных средств для создания вспомогательной авиации может привести к поражению в борьбе за завоевание господства в воздухе и, следовательно, сделать вспомогательную авиацию бесполезной. С.162.
• Война вспыхнула, когда авиация была ещё в пелёнках, весьма немногие верили в неё, и эти весьма немногие не только не имели голоса в верховном совете, но и напротив, считались фанатиками и безумцами. Высшие военные руководители втянутых в войну государств не верили в авиацию; хуже того, большинство из них даже не знало, что такое она собой представляет. С.164.
• Авиация приняла участие в войне больше благодаря терпимости, чем вследствие убеждённости, больше из почтения к общественному мнению, которое было прозорливее военно-технических авторитетов… С.165.
• И штабы не замечали её (авиацию) до тех пор, пока на расположение главных квартир не начали падать бомбы. С.165.
• Всё то, что авиация сделала во время войны, она сделала благодаря заслугам и по инициативе своего доблестного личного состава, несмотря на действия высшего военного начальства, а иногда и вопреки им. Но личный состав авиации не смог охватить всю войну во всём его объёме и должен был поэтому ограничить свой кругозор тесными рамками лишь открытых для него областей. С.165.
• Когда кое-кто пытался, как это сделал я, предлагая в 1915 г. создание итальянской воздушной армии, а в 1917 г. создание межсоюзнической воздушной армии, - привлечь высшее военное начальство к изучению ценности воздушного средства, как самодовлеющего средства достижения общих целей войны, военное начальство не сблаговолило даже заняться рассмотрением вопроса. С.165.
• …Воздушная армия должна удовлетворять следующим условиям: а) Основное условие – быть способной к борьбе за завоевание господства в воздухе, б) Дополнительное условие – быть способной после завоевания господства в воздухе использовать его таким образом, чтобы сломить материальное и моральное сопротивление противника. (…) а) Воздушная армия, которая сумеет завоевать господство в воздухе но окажется неспособной использовать его таким образом, чтобы сломить материальное и моральное сопротивление противника, сможет развить действия чрезвычайно эффективные в деле достижения победы. б) Воздушная армия, которая сумеет завоевать господство в воздухе и окажется способной использовать его таким образом, чтобы сломить материальное и моральное сопротивление неприятеля, сможет обеспечить победу, независимо от того, что может случиться на земной поверхности. С.167.
• Воздушную войну следует развивать с максимальной интенсивностью, начиная её немедленно по принятии решения о военных действиях. Следовательно, воздушная армия должна быть всегда готова и подготовлена к введению в дело, а после начала активных действий, она должна быть в состоянии развивать их без перерыва, вплоть до завоевания господства в воздухе. С.175.
• Исход воздушной войны будет, конечно, зависеть от противостоящих друг другу сил, но в основном он будет зависеть от того, как эти силы будут применены, т.е. от талантливости командующих воздушными армиями, от их активности, от быстроты принятия ими решений и от точного знания воздушных ресурсов противника. С.176.
• …В воздушной войне можно принять лишь единственный образ действий, а именно – наиболее интенсивное и бурное наступление, даже ценой возможности подвергнуться тому же со стороны неприятеля. С.178.
• единственным способом для обороны своей территории и морских пространств от неприятельских нападений является уничтожение неприятельских воздушных средств с максимальной возможной быстротой. С.178.
• …Не нужно никакой воздушной обороны и никакой обороны противовоздушной: земную поверхность нужно оборонять с воздуха, как обороняют с моря побережья путём завоевания господства на море. С. 180.
• При наличии воздушной армии, организованной в соответствии с моими идеями, ей можно было бы противопоставить только воздушную армию аналогичного состава и действующую в соответствие с теми же принципами. Всякая иная организация воздушной армии и всякий иной критерий её действия окажутся непригодными для воздушной войны – и пусть кто-либо докажет мне противное! С.182.
• …Самолёт воздушного боя должен обладать в максимальной степени, совместимый с требованиями техники, следующими четырьмя свойствами: вооружённостью, защищённостью, скоростью, радиусом действия. С.184.
• Эти свойства практически сводятся к весовым данным, причём сумма этих весовых данных представляет собой величину, определяемую в соответствии с аэродинамической структурой самолёта; иначе говоря, эта определённая весовая величина, допускаемая самолётом, должна быть распределена так, чтобы гармонически сочетать четыре свойства, вооружённость, защищённость, скорость и радиус действия. С.184.
• …«Свойство «защищённости» имеет помимо морального громаднейшее материальное значение. С.185.
• Большие аэродромы мирного времени должны быть покинуты в момент начала войны… С.195.
• Воздушная армия на земле должна исчезать, так как на земле она является наиболее слабой, а в тот момент, когда она совершила посадку после проведения операции, положение её является особенно критическим. Этот критический момент может быть использован искусным и смелым противником, даже если он слабее нас. С.195.
• …Максимальной производительности воздушных средств следует искать позади поля сражения – там, где противодействие всегда менее значительно и где находятся цели более чувствительные, более уязвимые и значительно более важные для поля сражения, хотя бы и косвенно. С.200.
• Неизмеримо выгоднее разрушать станцию, хлебопекарню или завод, производящий военное имущество, обстреливать пулемётным огнём колонны грузовиков, поезда в движении, раюочую силу и т.п., чем бомбардировать и обстреливать из пулемётов окопы. С.200.
• Неизмеримо выгоднее сокрушать моральное сопротивление, вызывая разложение плохо дисциплинированных организмов, сея панику и ужас, чем ударяться о более или мерее внушительное материальное сопротивление. С.200.
• Кое-кому кажется парадоксальной мысль о том, что исход будущих войн может явиться следствием ударов, нанесённых духу населения; однако именно это уже имело место в минувшую войну и ещё с большей очевидностью будет иметь место в войнах будущих. С.200.
• Исход минувшей во1ны лишь кажущимся образом зависел от военных операций; в действительности же он был решён крушением морального сопротивления народов, которые потерпели поражение, - крушением морального сопротивления, явившегося следствием громадного истощения борющихся народов. С.201.
• Разве не сложила оружия германская армия, способная ещё сражаться, и разве не сдался неприятелю почти нетронутый флот, когда германский народ почувствовал, что сила его сопротивляемости исчезает? С.201.
• Мы не должны основываться на том, что иностранные государства организуют и применят свои воздушные силы почти так же, как организуем и применяем их мы. Может случиться, что в один прекрасный день один из наших вероятных противников организует и будет применять их, например, так, как организовал бы и применял бы их я. И тогда я задаю вопрос всякому, кто намерен добросовестно ответить, не удастся ли этому нашему возможному противнику хотя бы он и не располагал для своих воздушных сил более значительными средствами, нежели мы, - быстро завоевать господство в воздухе над нами…? И не сможет ли он, завоевав господство в воздушном пространстве над Италией, нанести нам удары, может быть, непоправимые и решающие? Если кто-либо в полном сознании и добросовестно сможет решительно ответить мне «нет», я сложу оружие и объявлю, что я не прав. Но пока я не услышал этого категорического «нет» и пока кто-нибудь не примет за это решительное «нет» полной и всесторонней ответственности, я не перестану указывать на серьёзнейшую опасность и бороться всеми своими силами, чтобы она была предотвращена, полагая, что этим я выполняю мой безусловный долг. С.202-203.
• (Выводы): 1. Воздушная война заключается в завоевании господства в воздухе и им (завоеванием) исчерпывается; по завоевании господства в воздухе воздушные силы должны поставить себе целью выполнение нападений против наземных целей, чтобы сломить моральное и материальное сопротивление противника. 2. Никакой другой цели, сверх двух, только что названных, нельзя преследовать, если не хотят играть на руку противнику. 3. Средством для достижения вышеуказанных целей может явиться лишь независимая воздушная армия, состоящая из большого числа «боевых» и некоторого числа разведывательных частей. 4. Воздушная армия должна обладать максимальной мощью, совместимой со средствами, которыми располагает страна… 5. Эффективность разрушительных веществ (взрывчатых, зажигательных и отравляющих) должна быть увеличена до максимума, ибо при прочих равных условиях, наступательная мощь воздушной армии пропорциональна эффективности разрушительных веществ, которыми она располагает. 6. Гражданская авиация должна быть приспособлена к тому, чтобы быть использованной в качестве пополнения для авиации военной; при этом нужно стремиться к организации мощной гражданской авиации, способной немедленно превратиться, в случае надобности, в мощную военную авиацию; последняя должна быть сведена к простой организации кадров для подготовки и управления. 7. Воздушная война не допускает оборонительного образа действий, но допускает только наступательный. Воздушная армия, более сильная в средствах воздушного боя, должна действовать, не стремясь к бою, но и не избегая его; менее сильная, должна стремиться действовать, избегая боя. Как более сильная армия, так и менее сильная должны быть готовы к действию даже ранее начала общих военных действий, а начав свои действия, воздушная армия должна будет продолжать их без перерыва с максимальной энергией, стремясь поразить цели наиболее чувствительные, наиболее уязвимые и дающие возможность оказать наибольшее влияние на воздушную мощь или на моральное сопротивление противника. 8. По завоевании господства в воздухе воздушная армия должна будет посредством непрерывных и чрезвычайно бурных действий против наземных целей стремиться сломить материальное и моральное сопротивление противника. 9. воздушная армия должна быть организована так, чтобы быть в состоянии легко, с помощью собственных средств, перемещаться на территории страны для обеспечения возможности использования этой армии с максимальным коэффициентом полезного действия против любого из вероятных противников. 10. Воздушная война будет вестись и будет решена исключительно воздушными силами, которые окажутся готовыми к моменту начала военных действий, ибо развитие и исход воздушной войны будут чрезвычайно быстрыми, вследствие необычайной бурности, с которой её необходимо будет вести, - безразлично, будет ли данная сторона сильнее или слабее противника. 11. Воздушная армия, созданная с использованием всех ресурсов, которыми страна располагает для своих воздушных сил, состоящая из значительного числа «боевых» и некоторого числа разведывательных самолётов, действующая решительным и только наступательным образом, быстро завоюет господство в воздухе перед лицом воздушных сил, иначе созданных, иначе организованных, иначе действующих . С.203-205.
• Конечно, я желал бы, чтобы итальянцы были первыми в достижении этого, так как первая страна, создавшая свою воздушную мощь логическим и рациональным образом, будет безусловно обладать огромным преимуществом над остальными. Но если даже это моё желание и не будет удовлетворено, совесть ни в чём не сможет упрекнуть меня, ибо я сделал всё, что только было возможно для моих человеческих сил, чтобы эта цель была достигнута. С.205.
• Бесконечно более выгодно – с точки зрения государственной обороны – обладать авиационной промышленностью, работающей на экспорт, и меньшим числом эскадрилий, чем промышленностью «так себе», вынужденной иногда производит по иностранным образцам, и большим числом эскадрилий, вооружённых наилучшим образом. С.208.
• …На войне главное – сражаться, для выполнения разведки выгоднее применять пулемёты, чем фотоаппараты. С.212.
• …Тот, кто не был бы в состоянии вести воздушный бой, не мог бы ни вести боя в воздухе, ни разведывать, ни бомбардировать, ни выполнять все прочие специализированные воздушные задачи, отвлекающие от основной цели. С.213.
• Когда работают над подготовкой к войне, необходимо всегда исходить из предположения, что неприятель так же искусен и доблестен, как и мы, но что он действует самым невыгодным для нас образом. С.213.
• …Исход Мировой войны был решён именно крушением морального сопротивления народов, потерпевших поражение. Армии были лишь средствами, с помощью которых народы стремились расшатать сопротивление противостоящих народов; это настолько верно, что побеждёнными оказались те государства, армии которых одержали наиболее многочисленные и наиболее значительные победы, а когда исчезло сопротивление народов, то армии рассеялись или дали себя разоружить, а целый фронт сдался противнику нетронутым. С.220-221.
• Крушение сопротивления стран, которое во время Мировой войны было достигнуто косвеным путём, независимо от действий сухопутных армий и морских флотов, в будущих войнах будет достигаться непосредственно, с помощью действия воздушного оружия. В этом заключается различие между войнами прошлого и войнами будущего. С.221.
• Необходимо объединиться в напряжённой и молчаливой работе с твёрдым намерением занять первое место и господствовать. С.223.
• Сто самолётов мощностью по 6000 л.с. стоили бы столько, сколько стоит один дредноут, но страна, которая, по завоевании господства в воздухе, смогла бы ещё сохранять в строю, я не говорю сто, но пятьдесят, или даже двадцать таких самолётов, окажется победительницей, бесспорной победительницей, ибо она будет в состоянии разорвать менее чем в недельный срок все социальные связи неприятельской страны, что бы ни предпринимали сухопутная армия и морской флот противника…С.224.
• …господство в воздухе является необходимым и достаточным условием победы С224
Джулио Дуэ Вероятные формы будущей войны
• Изучение войны, а особенно будущей войны, имеет ряд захватывающих сторон. Прежде всего – широкий размах явления, вовлекающего в кровавую борьбу друг против друга целые народы, которые забывают на некоторый период времени, что они обладают одинаковым человеческим образом и принадлежат к одной семье, стремящейся к единой цели – идеальному совершенствованию; они становятся волками по отношению друг к другу и предаются страшной, утомительной и кровопролитной работе разрушения, как будто ими овладело кровавое безумие. Затем – грандиозность явления, вынуждающего собрать, организовать и направить к единой цели – победе – все громадные материальные и моральные силы воюющих наций, разрушительные, дабы сбросить их на противника, и производительные, дабы преобразовать их в разрушительные. Эта громадная и разнообразная работа, которая, однако, должна быть выполнена с продуманным предвидением до наступления кризиса (войны) и дополнена с лихорадочным усердием во время кризиса, - всегда должна быть организована научным образом, чтобы дать использование всех ресурсов страны с максимальной эффективностью для достижения той ключевой цели, к которой они направлены. С.227-228.
• Подготовляться к войне означает подготовляться встретить эту будущую и неясную возможность. С.228.
• Тот, кто намеревается выковать наиболее подходящее оружие, должен прежде всего составить себе ясное представление о цели, к которой направлено это оружие. С.228.
• Исследование того, что представляет собой будущая война… представляет… всегда существующую практическую необходимость. С.228.
• Мировая война была грандиозной трагедией, театром которой служил весь мир, а главным действующим лицом было человечество. С.231.
• Исход столкновения между этими организмами – сухопутными армиями и морскими флотами – признавался государствами, которые соглашались переносить его последствия. Одного-единственного сражения, в котором участвовало несколько тысяч человек, часто бывало достаточно для определения на продолжительные периоды времени судьбы целых народов. С.231.
• Действительно, все великие полководцы обладали психологией великих игроков: вера в своё счастье, дерзость в момент «везения», интуитивное понимание неприятельской игры, инстинкт блефа, уменье вводить в обман и застигать врасплох, вера в последнюю карту. С.232.
• …Народы в… Мировой войне… познали самих себя и свою мощь… С.233.
• Для того, кто умирает, всякая экономия бесполезна. С.233.
• …Оружие оставалось крепким в их(армии и флота) руках до тех пор, пока крепкими оставались народы, - настолько, что, например, при потере германским народом сил ещё сильная и дисциплинированная армия «сдала», а нетронутый флот сдался неприятелю. С.233.
• Продолжительность (мировой) войны (объясняется) тем обстоятельством, что необходимо было разбить группу стран, а не группу армий. С.234.
• Мировая война использовала все ресурсы втянутых в борьбу народов; будучи в конце концов решена полным разложением всех сил одной из групп под чрезвычайно тягостным воздействием всех сил другой группы, она оставила побеждённых распростёртыми на земле, а победителей – истощёнными. С.235.
• В настоящее время страны не доверяют более своих судеб армии, с поражением которой страна оказывается разбитой; борьба является более обширной и более сложной – более борьбой стран, чем борьбой армий. С.235.
• Пока главы государств были господами своих народов, обе власти были объеденены; с превращением правительств в представителей народа постепенно создалась некая несовместимость политической власти и власти военной. С.237.
• Первым и наиболее грандиозным результатом непонимания характера, который будет иметь война, была сама война. С.238.
• В отношении действий на суше Мировую войну можно разделить на два периода: первый – продолжавшийся от её начала ло сражения на Марне; второй – от создания сплошного фронта до самого конца война. С.239.
• В германской игре речь шла о том, чтобы разбить французскую армию прежде, чем русская армия сумеет дать почувствовать своё действие. Отсюда наступление – решительное, быстрое, упорное, до конца – мощной, подготовленной, чудесно организованной германской армии против французской армии. Чтобы скорее закончить войну, следовало избегать всегда тяжкой фронтальной атаки и прочно укреплённых зон, обходя левое французское крыло. Это делало необходимым проход через Бельгию: стратегические соображения предписывали это. Нарушение нейтралитета Бельгии втянуло бы Англию, но Англия не располагала подготовленной армией. С.239.
• Стратегическое преимущество обхода французского левого фланга, чтобы как можно скорее достичь Парижа, было таково, что превышало вступление в войну Бельгии и Англии. После поражения французской армии нашлось бы достаточно времени, чтобы разбить русскую армию, а затем – то «подобие» армии, которое смогла бы собрать Англия. Так германский Генеральный штаб, в своём непонимании действительности и принимая в соображение исключительно традиционные шашки, не поколебался для осуществления схоластически-стратегического плана навлечь на Германию Англию со всем её могуществом, а германское правительство, следуя за ним, объявило договоры клочками бумаги. С.240.
• Нет более войны в традиционном понимании этого слова: есть единое сражение, которое никогда не заканчивается и тянется на сотни и сотни километров. (…) Это позиционная война. Нет сражающихся армий, а есть осаждающие друг друга армии. С. 241.
• Маневр невозможен. Нельзя маневрировать перед Китайской стеной. С.242.
• Сплошной фронт появился совершенно непредвиденно, в полнейшем противоречии со всеми господствовавшими теориями и в полном противоречии с мышлением генеральных штабов. С.242.
• Всё прошлое опрокинуто. Обе линии (противников) находятся в непрерывном и полном vis-a-vis (друг против друга) и занимаются лишь тем, что наносят друг другу удары – удары молота по наковальне. С.242.
• Ни один Генеральный штаб не предвидел подобной формы войны; все были захвачены ею врасплох и пытались реагировать на неё. Но бесполезно. Сплошной фронт был реальностью – подлинной, грубой, несокрушимой. С.243.
• Необходимо помнить, что всякое повышение эффективности огнестрельного оружия, в особенности оружия малых калибров, повышает ценность обороны. С.243.
• Отсюда огромное значение, которое получили оборонительные устройства, т.е. средства, пригодные для защиты собственного оружия от неприятельских ударов – окопы и средства, пригодные чтобы задержать неприятельское наступление в непосредственной близости от позиций – проволочные заграждения и т.п., поскольку эти устройства позволяют самыми малыми силами уравновешивать значительно более крупные силы. С.244.
• И действительно… Перед частью, окопавшейся хотя бы очень примитивно и протянувшей впереди себя несколько сетей колючей проволоки, оказывались остановленными самые примитивные атаки. Это привело к кристаллизации линий, так как противники, раз вступившие в соприкосновение, ввиду невозможности для каждого из них продвигаться вперёд, были вынуждены оставаться на месте. С.244.
• Ничто из всего этого не могло бы иметь места, если бы на вооружении сражавшихся оставались ружья, заряжавшиеся с дула. Но все и повсюду располагали скорострельным оружием, и даже человеческая воля не смогла бы заставить всех вернуться к ружьям, заряжавшимся с дула, чтобы осуществить традиционную войну прошлого. С.245.
• (Ошибка стратегов – СП) произошла от коллективного внушения. Вдйну 1870 г. глубоко изучали, чтоб извлечь из неё уроки; извлечение уроков из предшествующей войны является традиционным делом. (…) Мышление стало наступательным – насткпать всегда, любой ценою. (…) Наступление торжествовало на всех манёврах, ибо ни одному посреднику не пришло бы в голову признать оборону одержавшей верх. (…) В условиях подобного мышления, естественно, должно было остаться незамкченнымто фактическое обстоятельство, что рост эффективности огнестрельного оружия повышал ценность обороны. С.245-246.
•
Другие статьи в литературном дневнике: