Летописи
В 1185 г. русские князья предприняли два похода против половцев. Первый кончился победой русских, второй был неудачен.
СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛДОВИЧ (ск.27.7.1194)
Братья дружина, тайны Божией никто не знает, а Бог творец знамению и всему миру своему, а что сделает нам Бог, на добро или на наше зло, то мы увидим. (Летопись по Ипатьевскому списку. Изд. Археографической комиссии СПБ 1871. Перевод М.Н.Тихомирова) С.18.
ИГОРЬ
Вот Бог силою своей возложил на врагов наших поражение, а на нас честь и славу… -Там же. С.19.
ИЗ УКАЗА О ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В СЕРЕДИНЕ ХУ1 в.
Повеле царь государь во градах и волостях разчинити старосты… со страшным и грозным прещением заповедь положити, чтоб разсуждати в разбоях и татьбах всякие дела… такоже ни мзда неправедная, ни лживое послушество. (Судебник цари и великого князя Иоанна Васильевича, М, 1786) С.63.
ИЗ СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г.
С Польским и с Литовским и с Немецким и иными окресными государствы у Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси вечный мир и докончание. С.113
ИЗ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990
Татищев В.Н. Рассказ о крещении киевлян.
Тогда Владимир послал по всему граду глаголя: « Заутра всяк изидет в реку Почайну креститься; а ежели кто от некресчёных заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтётся» С.482.
Рассказ о крещении новгородцев. (Иоакимовская летопись, обнаруженная Татищевым В.Н.)
Добрыня же, насмехаяся, им весча: «Что безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кою пользу вы от них чаять можете» (О идолах) С.483.
Путята крести(л) мечём, а Добрыня огнём. С.484.
Митрополит Илларион Киевский. Слово о законе и благодати. Рассказ о крещении князя Владимира и Руси.
И будучи самодержцем земли своей, покорил (Владимир) себе окрестные страны: одних миром, а непокорных мечом. С.485.
Так и стало, когда Бог пожелал, сбросил каган наш (Владимир) человеческое естество, и с ризами ветхого человека снял тленное, стряхнул прах неверия, вошёл в святую купель и возродился от духа святого и воды, во Христа крестился… … и до сих пор не прекращается подвиг благоверия. С.485.
И не только тем явил имевшую в нём к Богу любовь, но ещё и потрудился, повелев по всей земле (русской) креститься во имя Отца, Сына и Святого Духа, светло и громогласно прославлять во всех городах Святую Троицу, быть всем христианам – незнатным и знатным, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. С.486.
Повесть временных лет. Рассказ о междоусобной борьбе на Руси после смерти князя Владимира.
…Но Бог не дал дьяволу радости. С.486.
«Если вас не приводит в негодование этот попрёк, то я один погибну» (Болеслав, князь польский) С.490.
И был бой сильный, при свете молнии блистало оружие, и была гроза великая и сеча сильная и страшная. С.492.
Правда русская («Древнейшая правда»)
1. Если убьёт муж мужа, то мстить (за убийство) брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен следует заплатить за убийство… С.492.
Повесть временных лет. Рассказ о последнем сражении русских с печенегами.
И побежали печенеги в разные стороны, и не знали куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные в других реках, а остальные бегают, неизвестно где, и до сего дня. С.405.
Рассказ о строительной деятельности Ярослава Мудрого и пользе книжного учения.
Велика… бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это реки, напояющие вселенную… С.406.
Рассказы о борьбе Руси с половцами в конце Х1- начале Х11 века.
Разумные же говорили: «… Наша земля оскудела от войны и от продаж». С.502
…Сказали же князьям мужи разумные: «Чего же вы ссоритесь между собою? А поганые губят землю Русскую». С.502.
Слово Даннила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу.
Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своей мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри и гуслях. С.507.
…Сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростию. С.508.
…Кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче озеро, а мне на нём живя, плач горький… С.509.
…не имей веры к другу и не надейся на брата. С.509.
…Господине, богатый муж везде ведом – и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит – все замолчат и после вознесут реч до облак; а бедный заговорит – все на него закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь чтима. С.509.
Никто … не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть… С.510.
…Всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а о своей не может рассудить. С.510.
Злато плавится огнём, а человек – напастями. С.510.
…Человек в напасти обретает ум зрелый. С.510.
…Печаль человеку кости сушит. С.510.
Птица радуется весне, а младенец матери. С.510.
Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям. С.511.
«Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством воинов, ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть» Послы вавилонские – царю Иезекиилю. С.511.
Часто из-за беспорядка полки погибают. С.511.
Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться ещё большего рабства. С.512.
Не имей себе двора близ царёва двор(ц)а и не держи села близ княжого села… С.512.
Господине мой! Не лиши хлеба мудрого нищего, не вознеси до облак глупого богатого. С.512.
Очи мудрых желают блага, а глупого – пира в доме. С.512.
Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. С.512.
Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. С.512.
Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно ни золота ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. С.512.
Девица … губит красоту свою прелюбодейством, а муж своё мужество – воровством. С.513.
…Злая жена, когда её бьёшь, беситься, а когда кроток с ней – заносится. С.513.
Крест – глава церкви, а муж – жене своей. С.513.
…Мужья, в законе храните жён своих, ибо нелегко найти хорошую жену. С.513.
Хорошая жена – венец мужу своему и беспечалие, а злая жена – горе лютое и разорение дому. С.514.
Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. С.514.
Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь. С.515.
Нет на земле ничего лютее женской злобы. С.515
Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. С.515.
Слово святого отца нашего Василия архиепископа Кесарийского, о судах и властителях. (Написано Даниилом Заточником)
Давший вам власть скоро измерит ваши дела и помыслы испытает… С.516.
Писано ведь: не может лисица кур пасти, нелепо льву овец наставлять. С.518.
Совсем не пить – большая досада тварям Божьим и ущерб для веселья. С.518.
Истинным Властителем считается тот, кто сам собой владеет. С.518.
Знай нравы людей, отстаивающих вместе с тобой истину. С. 518.
Наставление тверского епископа Семёна.
Князь – в рай, и тиун – в рай. (…) …Князь – в ад, и тиун – в ад. С.519-520.
Поучение Моисея о чрезмерном излишестве.
Пусть же каждый, веры достойный, обычаа держится так: желанию – время, а на избыток желания узду налагать воздержанья; если же будет желанья впору, то делай что хочешь – но в меру, а не безмерно. С.521.
Жизнь коротка, а ученье – долго и бесконечно для грешных! С.521.
В.Н.Татищев. История Российская. Сказание о битве на реке Калке.
(Князь великий Мстислав Романович): «Если ныне совокупною силою их (татаро-монгол) не удержим и половец не обороним, а половцы им поддадутся, тогда нам всем тяжчае будет». С.523.
Татара, взяв крепость ту, людей русских всех побили, а князей поклали на землю и, покрыв их досками, сами сели на них обедать. И так их всех подавили и не единого… не оставили. С.527.
И сами (татары) сказывают, что …если бы русские князи в согласии были и в совокупности бились, то б татара и и половцов при них разбить не могли. С.528.
(Древние фразы – С.П.) По: Б.А. Романов Люди и нравы Древней Руси
По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990
«Русская Правда» - хорошее, но разбитое зеркало русского права Х1-Х11 вв. (Ключевский) С.261.
У всякого времени – свои песни. С.266.
«ни богатства ми, ни убожества, господи, не дай же ми: аще ли буду богат – гордость восприиму, аще ли буду убог – помышляю на татьбу и на разбои, а жены на ****иню» Даниил Заточник. С.268.
«Девиця погубляет свою красу ****нёю, а мужъ своё мужество татьбою». С.269.
«многажды беснарядием полци погибают…» С.270.
Велик зверь, а главы не имеет; тако и многи полки без добра князя»
Жена злообразна кривозорка, челюстата, злоязыка, С.282.
Не муж в мужех, иже ким своя жена владеет» С.282.
Аще ли есть неимовит, яко да и порты, в них же ходит, да и то с него сняти (за долг) С.325.
Идеже (где) закон, ту и обид много. С.334.
Но то был риторический вздох, при котором подымают глаза кверху и беспомощно разводят руками. С.337.
Срамословье. Зломыслы.
Молчи при старых, слушай премудрых, не свирепствуй словом, не хули беседою, много не смейся, срамляйся старейших, не беседуй с нелепыми жёнами, держи очи долу, а душю горе, научись очима управлению, языку удержанью, уму смиренью, телу порабощенью, понуждайся на добрые дела, не мсти, терпи, сам избавляй обидимых, сам суди сироту, оправдывай вдовицу… С.372.
Не здравуя вельми, яко не мощи ему ни на конь всести. С.373.
Жену свою любите, но не дайте ей над собой власти. С.378.
Не дайте пакости деяти отроком ни своим, ни чюжим, ни в сёлах, ни в житех, да не кляти вас начнут. С.379.
За Мономахом числилось 83 «великих пути». С.379.
Иноки-уники
Что есть в печи, то на сто мечи. С.399.
Покаяльники
Священник … должен быть для всех во всём по имени своему, свет миру. Он Соль земли, врач больных, вождь слепых, наставник блудящим, учитель и светильник, око телу церковному, путь и дверник, ключарь, делатель и строитель, купец и гостинник, сторож и пастух, воевода, судья и властель, чиститель и жрец, холм высок, тайне дом, столп премудрости, уста божия, дая мир мирови, ангел господен, труба небесная, отец братии своей, подражатель господен и апостильский поборник. С.411.
Яро казнити на возбраненье злу, но до смерти не убивати С.413.
Соромяжливость духовных дочерей. С.433.
Свет очей моих, взираю и обмираю С.449.
Согреших ти, Господи, прости мя, С.467
Господи, оцести мя грешника, С.467
Создавый мя, помилуй мя и прости мя, С.467
Без числа согреших, Господи, прости мя С.467
Антонин Ладинский КОГДА ПАЛ ХЕРСОНЕС (По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990).
…Лишь способные на лишения и страдания достойны бессмертия и памяти потомства. С.29.
Мысли раба надо направлять жезлом. С.37.
Только то прекрасно, ради чего человек согласен отдать свою жизнь, не имея от этого личной выгоды. С.45.
…Нельзя ставить рядом человеческие познания и божественную мудрость. С50.
Медведь никогда не догонит бегущего зайца. С.75.
Побрякушка и крест делаются из одного дерева. С.83.
Мы терпим многое, потому что служим еликой цели. С.99.
Тамар означает на каком-то языке пальму. С.101.
Самбатан – Киев (по хазарски)
У русов существует обычай, по которому в первую брачную ночь жена развязывает ремни на обуви мужа, чтобы показать свою покорность его воле. С.107.
Руси есть веселие пити! 111.
Вкусив сладкого, не захочешь горького. С.118.
Шуршишь папирусом как мышь. С.130.
…В … дни, когда колеблется мир, на арену истории выходят русские племена. С.135.
Что стоит государство, которое торгует женской красотой? С.140.
Иногда русского князя называют каган, в подражание хазарам. С.162.
Всякий мудрый правитель побеждает врагов, но предпочитает мир войне, объединяет народы, а не разделяет их…С.163.
Славян много, как песчинок на морском берегу, - если найдётся человек, который объединит их и положит конец их распрям, они будут непобедимы. С.173.
Борисфен – Днепр.
Русы выносливы и быстры в передвижении и отличаются большой телесной красотой. В бою они не знают, что такое страх, и бросаются в самую гущу врагов без всякой осторожности. С.183.
…Потерять ясность мысли и твёрдость воли. С.201.
…Смерть воина на поле сражения подобна смерти мучеников. С.237.
Воин, спускающийся с горы равен трём воинам на равнине. С.243.
Примечания.
Соломон ум. 938 до Р.Х.
Константин Багрянородный. «Об управлении империей».
Плотин (204-269) – филосов идеалист.
Прокл (410-485) – филосов-идеалист, приверженец неоплатонизма.
Греческий огонь Калиника.
Мать Анны (963-1011) Феофано – дочь харчевника. Анна – жена Владимира Крестителя.
Местечко Влахерна под Константинополем возле золотого Рога, там была церковь Богородицы в которой хранилась риза Богоматери.
Иверия - древнее название Грузии.
Другие статьи в литературном дневнике: