Всемирная литература - 5. Символисты и Поль Верлен

Иван Азаров: литературный дневник

Очень большое впечатление на меня поизвело стихотворение Поля Верлена "Шествие".
В частности вот этот отрывок:

"Она небрежно свой платок
Мнет розоватыми перстами.
Мартышка в куртке с галунами
Все время вертится у ног."

Мартышка в куртке с галунами это нечто, это просто виртуозно. Это трогательная гармония одной детали. Почерк мастера, такое должно оставаться на века, чтобы потомки учились понимать, что значит настоящий поэт.
И вот далее:

"С грудей, манящих белизной,
Мартышка просто глаз не сводит,
От них в волнение приходит
На цоколе Амур нагой."

Небывалая степень обожествления. Амур нагой - имеется в виду всё-таки наверное статуя?
И другое невероятно сильное и странное произведение, загадочное и необъяснимое. Оно стало бы замечательным текстом для песни, если бы не бвло таким глубоким и сложным. "Праздник голода" Артура Рембо:

"Голод мой, Анна, Анна,
Мчит на осле неустанно.


Уж если что я приемлю,
Так это лишь камни и землю.
Динь-динь-динь, есть будем скалы,
Воздух, уголь, металлы.


Голод, кружись! Приходи,
Голод великий!
И на поля приведи
Яд повилики.


Ешьте
Битых булыжников горы,
Старые камни собора,
Серых долин валуны
Ешьте в голодную пору.


Голод мой -- воздух черный,
Синь, что рвется на части,
Все это -- рези в желудке,
Это -- мое несчастье.


Появилась листва, сверкая;
Плоть плодов стала мягче ваты.
Я на лоне полей собираю
Фиалки и листья салата.


Голод мой, Анна, Анна,
Мчит на осле неустанно."

Пока лень это обсуждать...



Другие статьи в литературном дневнике: