В какой степени литература должна быть развлечение
"Лёгкость в чтении стала в литературе правилом с тех пор, как наступило царство всеобщей спешки, которую пресса организует или, во всяком случае, стимулирует. Каждый стремится читать лишь то, что и написать мог бы каждый.
И поскольку задача литературы сводится нынче к тому, чтобы развлекать читателя и служить ему способом времяпрепровождения, не вздумайте требовать от него усилий, ни в коем случае не взывайте к усердию: здесь господствует убеждённость - быть может, наивная - в полной несовместимости наслаждения и труда."
Поль Валери "Я говорил порой стефану Малларме".
Блестящий эпизод. Читатели начали считать, что то, что непонятно и неясно, темно для них - это плохо. Читать начал диктовать условия, а это плохо, когда рабы начинают говорить хозяину, как ими следует управлять. Это бунт черни.
Разве не очевидна мысль, что для большего наслаждения надо приложить чуть больше сил? Я бы назвал это своеобразной пороговой энергией или энергией активации. Чтобы получать наслаждения более высокого порядка, мы должны уже обладать для этого неким изначальным уровнем понимания и восприятия.
Если я хочу получать наслаждение от игры волейбол, я должен потратить силы, играя в него, иначе я не смогу насладиться победой или замечательным ударом. Разве не так? Лёгкие и доступные наслаждения в искусстве - не могут быть ничем, кроме обмана.
Другие статьи в литературном дневнике: