Роман это эпопея о мире без богов.

Иван Азаров: литературный дневник

Хочу отметить для себя две интересных цитаты из книг, которые я прочёл недавно. Первая выдержка из произведения Александра Баррико "Гомер. Илиада", которое, по сути, является переложением на современный лад знаменитейшего произведения о троянской войне:


"В гомеровском тексте человеческий поступок всегда следует за божественным деянием, дублируя его и спуская, так сказать, на землю. Несмотря на то что в «Илиаде» божественный промысел стоит за любым, даже самым пустяковым происшествием, в ней в то же время ощущается стремление объяснить действия героев их собственной волей. А значит, если мы удалим из текста богов, останется не столько осиротевший и необъяснимый мир, сколько человеческая история, где люди проживают свою судьбу так, как будто разгадывают зашифрованное послание при помощи секретного кода, почти полностью им известного.
В конце концов, выбросить богов из «Илиады» – быть может, и не самый удачный ход для понимания гомеровской цивилизации, но, как мне кажется, отличный способ возвращения этой истории на орбиту современных повествований. Как говорил Лукач, роман – это эпопея о мире без богов."
- особенно меня восхитила последняя мысль, которая Баррико как раз и не принадлежит. Значит ли это, что современная литература появилась только тогда, когда писатели отказались от deus ex machina в своих произведениях?


"... сюжет для романа не более, чем предлог, канва, главное - человек, стоящий за текстом, личность, которая ведет рассказ. До сих пор я так и не нашёл лучшего определения для литературы, чем возможность услышать человеческий голос. Изложение истории - не цель, и персонажи просто помогают выслушать кого-то другого, кто может оказаться моим братом, моим ближним, моим другом, моим предком, моим двойником."


- вторая цитата позаимствована у Фредерика Бегбедера. И это размышления автора над словами своего дяди Дэни Манюэля, который посоветовал ему бросить переводные книжки и читать только романы, написанные на его родном языке. А затем добавил: "Сюжет - фигня, главное - автор".
Мне интересно, разделяете ли вы это мнение?
Насколько важен для вас именно сюжет, а насколько всё остальное - то есть те слова, которыми написан роман, краски которые использовал он как художник?



Другие статьи в литературном дневнике: