Основная мысль Шпенглера."В первый раз на мысль об этом основном вопросе нашего миросозерцания меня навело следующее наблюдение: все современные историки, блуждая ощупью вокруг чувственно осязательных событий, считают, что они уже овладели историей, свершением, самим становлением: предрассудок этот свойствен всем познающим только рассудочно, - без помощи созерцания, и в свое время привел в недоумение великих элеатов, утверждавших, что именно для познающего не существует становления, и есть только бытие (ставшее). Иначе говоря: на историю смотрели как на природу, как смотрит на свой объект физик, и действовали соответствующим образом. Отсюда получила свое начало чреватая последствиями ошибка, приведшая к тому, что в аспект сбывающегося вносятся принципы причинности, закона, системы, т.е. структура застывшего бытия. Отношение к истории было таково, как будто культура - явление такого же порядка, как электричество или тяготение, и к ней применимы по существу те же возможности анализа; историки ставили себе в заслугу копировать привычки естествоиспытателей, так что при случае еще можно было слышать вопрос относительно того, что такое готика, ислам, античный полис, но никогда не спрашивали, почему эти символы живого возникали как раз в это время и с этом месте, в этой определенной форме и с этой длительностью. Раз обнаруживалась одна из бесчисленных черт сходства двух далеко отстоящих друг от друга во времени и пространстве исторических феноменов, ограничивались простой регистрацией этого сходства, прибавляя несколько остроумных замечаний о странности этого совпадения, о Родосе как "Венеции древнего мира", или о Наполеоне, как новом Александре, вместо того, чтобы как раз здесь, где проблема судьбы проявляется как подлинная проблема истории ( а именно, как проблема времени), с полной серьезностью применить научно построенное психологическое исследование и добиться ответа на вопрос, какая действует в данном случае иная необходимость, совершенно чуждая причинной. То обстоятельство, что всякое явление несет в себе при этом метафизическую загадку, что явление обнаруживается в определенное, а не в безразличное время, что приходится допытываться, какая иная живая связь, наряду с неорганически естественной, существует в картине мира - представляющей собою, несомненно, изучение всего человека, а не только, как думает Кант, человека познающего, - что явление представляет собой не только факт с точки зрения рассудка, но и выражение душевной стихии, не только объект, но и символ, и притом всякое явление, начиная от высочайших созданий религии и искусства вплоть до повседневных мелочей, - все это было совершенно новым с философской точки зрения." - К сожалению, в МГУ мы проходили теорию Шпенглера недопустимо поверхностным образом на основе чьих-то докладов на семинаре. И по тем докладам у меня сложилось впечатление о его философии именно как о философии таких вот исторических курьёзах и попытках искусственным образом выделить душу каждой из рассматриваемых им культур. Тогда как это было далеко не главной его заслугой и не главным прорывом. Именно приведённая цитата является самой главной заслугой этого философа. То есть это ответ на вопрос, уже содержащийся в самом вопросе о том, какие законы управляют развитием культур? Только ли законы естественно-научной причинности? © Copyright: Иван Азаров, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|