Торгашеский принцип.«Чего еще вы хотите? Бернард Шоу «Пигмалион» — «Пигмалион», определённо одна из самых сбалансированных пьес Бернарда Шоу, в которой он постарался найти золотую середину между шекспировской лёгкостью и философской составляющей, роднящей его, скорее, с Ницше. Если добавить в «Пигмалион» ещё больше балагана, ещё больше топтания на пустом месте, непонятных взрывов страсти и каких-то немотивированных проявлений чувства, то получится его же «Дом, где разбиваются сердца», — пьеса атмосферная, но какая-то пустоватая и бессодержательная… В ней нет таких мощных, парадоксальных характеров, как в «Майоре Барбаре». В неё автор не воспаряет до таких вершин философской мысли, как в «Человеке и сверхчеловеке». И самое главное с драматургической точки зрения, в ней нет этих потрясающих монологов Джека Тэннера в духе «Сирано де Бержерака»! Вы можете подвергнуть мои слова сомнению, но и «Профессия миссис Уоррен» не уступает пьесе по мотивам античного мифа, хотя и отличается большей камерностью. Желание Бернарда Шоу в одном произведении намешать как можно больше парадоксов и противоположных мотивов, и желание при этом оставить читателя без внятной концовки делает пьесу какой-то неопределённой и неподдающейся трактовке: на одних парадоксах и острословии далеко не уедешь. И это странно, ведь Шоу в отличие от Чехова обладал даром выстраивать такое действо, которое держало бы зрителя в напряжении до самого конца пьесы. И подобный сюжет он отлично умел выстраивать вокруг некой главенствующей идеи. Почему в данном он несколько пренебрёг этим своим навыком – загадка для меня. © Copyright: Иван Азаров, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|