***

Внук Диогена: литературный дневник

История распродажи большевиками шедевров Эрмитажа...

Среда, 02 Января 2008 г. 08:21 + в цитатник
Цитата сообщения Art_Dealer


Фактический материал для этого большого очерка собирался несколько лет . И на протяжении этого времени всё больше и больше вырисовывалась картина ещё одного ужасающего, непоправимого преступления большевиков,этих настоящих бандитов с большой дороги, которым нет никакого оправдания перед своим народом .


Вождями-головорезами , невежественными матросами и кухарками, захватившими власть в стране,были расхищены и разбазарены за бесценок несметные количества сокровищ из Эрмитажа (Зимний царский дворец), из других царских дворцов, из дворцов родственников царя и аристократов, из многих музеев России .
За границу были распроданы за ничтожные суммы бесценные произведения искусства, которые на протяжении веков создавались талантами - самородками из народа, или закупались Россией за большие деньги в других странах до переворота 1917г. Эти произведения собирались веками. Многие из них были подарены музеям бескорыстными меценатами, археологами, коллекционерами, авторами картин и скульптур.
"Грабь награбленное".И начался всероссийский грабёж ,который называли тогда "реквизиция","национализация","социализация".Грабили почти все и всё . По указанию Ленина была создана комиссия во главе с Максимом Горьким, которая отправляла на продажу заграницу произведения искусства целыми эшелонами.
Американский профессор Р, Уильямс в своей книге «Русское искусство и американские деньги» описывает, как это происходило : «Начать продажу картин Эрмитажа было решено на Политбюро в 1928 году.
Для Сталина шедевры живописи были просто предметами буржуазного и религиозного искусства, имевшими ценность как потенциальный товар для получения валюты .
Организацию продажи он поручил наркому внешней торговли А, И, Микояну. Так как прибыль с публичных аукционов в Германии оказалась меньше ожидаемой, Микоян решил продавать шедевры Эрмитажа частным лицам. Лучшим рынком для сбыта произведений искусства представлялась Америка . О намерениях Микояна Эндрю Меллон, американский миллиардер, узнал от своего дилера Роланда Нодлера, через которого он и раньше покупал картины для своей коллекции » .
В апреле 1930 г. Э, Меллон приобрёл у Эрмитажа три картины за 559 тысяч 190 долларов : «Польский вельможа» и «Девушка с метлой» - Рембрандта
«Портрет молодого человека» - Ф. Хальса;
В мае 1930 г. за 223 тысячи 563 доллара - «Портрет Изабеллы Брандт» П.Рубенса ;
В июне 1930г. за 502 тыс. 899 долларов - «Благовещение» Ван-Эйка;
В июне - ноябре 1930г. за 1 миллион 84 тыс. 953 доллара -«Портрет турка», «Женщина с цветком» Х. Рембрандта, три портрета - «Портрет лорда Филиппа Уортона», «Портрет фламандки», «Портрет Сюзанны Фурман с дочерью» А. Ван - Дейка ;
В январе 1931 г. были куплены Э. Меллоном :
за 745 тыс. 500 долларов - «Святой Георгий» Рафэля Санти;
За 223 тыс. 562 доллара - «Портрет папы Иннокентия Х» Р. Веласкеса ;
За 838 тыс. 350 долларов - «Поклонение волхвов» С. Ботичелли ;
За 167 тыс. 543 доллара - «Жена Потифара обвиняет Иосифа» Х.Рембрандт;
В марте 1931г. было продано Э. Меллону :
За 402 тыс. 333 доллара - «Нахождение Моисея» П. Веронезе;
«Портрет Вильгельма Носсау» А. Ван- Дейка;
«Портрет офицера» Ф.Хальса;
«Карточный домик» Ж. Шардена;
В апреле 1931г. были проданы Э. Меллону :
За 1 миллион 710 тыс. 558 долларов - « Мадонна Альба» Рафаэля Санти;
«Венера сзеркалом» В. Тициана;
За 194 тыс. 602 доллара - « Распятие» П. Перуджино;
Всего для своей коллекции Э. Меллон приобрёл у Эрмитажа 21 картину кисти старых мастеров, заплатив за всё 6 миллионов 654 тысячи 53 доллара . И это за 21 картину?! Ну и посмеялся же, наверно, этот Э. Меллон над такими невеждами, над такими простофилями, как эти большевики! Да только одна картина Тициана в тогдашних ценах стоила в 10-15 раз дороже, чем все деньги , что заплатил Меллон за 21 картину! Вот как были распроданы шедевры Эрмитажа за ничтожные деньги! Вот как страна Россия потеряла свои бесценные сокровища, которые любая цивилизованная страна передаёт такие сокровища из поколение в поколение, из века в век, и они являются её гордостью, её неприкасаемым национальным достоянием на все времена .Какое беспримерное, неслыханное преступление против русской культуры, какой разбой и беспредел против своего народа!


И вот в 1941 году в столице США Вашингтоне была открыта Национальная художественная галерея, первым даром для которой была коллекция финансового магната Эндрю Меллона, картины Рембрандта, Рафаэля Санти, Веласкеса, Тициана, Ботичелли, Рубенса, Хальса, Ван-Дейка, Веронезе, Шардена, купленные им у Эрмитажа, составили и составляют до сих пор самую прекрасную бесценную основу Национальной Галереи в Вашингтоне.



А теперь вглядитесь в эти фотографии . Entrance Hall



Перед вами роскошный зал с закругленными углами, с элегантным драпри на стенах зала и в оконном фонаре, изумительный по красоте старинный рояль, украшенный рельефной резьбой по дереву и инкрустациями из серебра, на рояле стоит удлиненная ваза с ярким букетом в беспорядке свисающих вниз каменных цветов из полудрагоценных камней, на стене висит огромная картина, где изображены за длинным пиршественным столом загулявшие бояре с боярынями, приехавшие на смотрины, и все как один воззрившиеся на красну девицу, стоящую перед ними и опустившую очи долу . А вдоль стен стоят прекрасные жирандоли и старинные витрины с сокровищами . Перед вами главный зал самого большого русского музея в США - «Хиллвуд», созданный Марджори Мерриуэззер Пост в своём огромном доме в Вашингтоне .


French Drawing Room


И чего только мы здесь не увидим! Ценнейшие картины, среди которых прижизненный портрет русского царя Петра Великого, купленный М. Пост за 50 долларов; 80 изделий фирмы Фаберже, среди которых два императорских пасхальных яйца : 1) «Яйцо с монограммами», подаренное царём Александром Третьим жене Марии Федоровне к серебряной свадьбе, использованы бриллианты розовой огранки, золото, синяя эмаль, 2) «Яйцо - гризайль» (Екатерина Великая), внутри яйца сюрприз в виде миниатюрного паланкина, в котором сидит во всём великолепии Екатерина, на ней корона, мантия с горностаем, двухглавый орёл на стенах паланкина, его несут два арапа в ярких ливреях и тюрбанах, если завести часовой механизм, то все это движется, использованы золото разных цветов, горный хрусталь,, красная эмаль; мебель из царских дворцов; иконы, среди которых икона Казанской Богоматери с удлиненными чертами лица и миндалевидными глазами, икона Богоматери «Взыскание погибших», на ней белая вуаль с короной на западный манер, а также украшенный жемчугом оклад иконы .; множество сервизов, среди которых уникальные: 4 сервиза , посвящённые орденам Российской империи, у каждого сервиза свой цвет и на каждом предмете изображён орден, один из редчайших сохранившихся экземпляров советских сервизов, изготовленных в 1933г. для продажи за границу, с символами советской идеологии - портретами вождей, памятниками, знаковыми зданиями; царская свадебная корона, ковры, ювелирные изделия, драгоценные безделушки 18 - 19 веков и т.д.


Откуда взялись в таком огромном количестве русские сокровища в частном доме Марджори Пост в Вашингтоне, который после её смерти по завещанию стал музеем ? И почему именно русские сокровища ?


Русских музеев в США около десятка, а кроме них много частных русских коллекций. Но музей «Хиллвуд» самый большой .


История создания этого музея такова .
В 1936 году Президент США Франклин Делано Рузвельт назначил Джозефа Дэвиса Послом этой страны в СССР, где он проработал два года, до 1938года . Джозеф Дэвис был женат на Марджори Мерриуэззер Пост, единственной и очень богатой наследнице корнфлексного короля, владельца корпорации «Дженерал Фудс». Посол США в Советском Союзе Джозеф Дэвис начал свою работу через три года после официального признания Соединенными Штатами существования СССР. В своих донесениях в министерство иностранных дел США, которые, как он знал, прочитываются в НКВД, он хорошо отзывался о Сталине, о росте экономики, о правильности судебных процессов над троцкистами - зиновьевцами (хотя как юрист прекрасно видел всю бездоказательность этих судебных процессов).Этим Дэвис заслужил у Сталина награждение его орденом Ленина, встречу с вождем и подписанную им фотографию. Кроме того, зная, что Марджори Пост увлекается коллекционированием русского искусства, их привозили на склады Торгсина, где были собраны в колоссальных количествах картины, мебель . ковры, сервизы, Иконы, предметы культа, украшения и безделушки, отделанные драгоценными камнями, принадлежавшие царской семье, великим князьям и аристократам, и которые они могли покупать по бросовым ценам . Многочисленные драгоценные экспонаты музея Маргарет Пост были куплены ею в советских комиссионных магазинах также по очень низким ценам .Десятки контейнеров с подарками и покупками были отправлены супругами Дэвис в США . По возвращении в Вашингтон М. Пост продолжала приобретать русские сокровища, наводнившие в те годы антикварный рынок, в Нью- йоркском магазине «Старая Россия», в галерее Арманда Хаммера, в Лондоне у ювелира и дилера Вартски, а также у многих посредников в Париже и на разных аукционах . И такое коллекционирование русского искусства М . Пост продолжала до конца своей жизни .


Один из залов музея «Хиллвуд» в Вашингтоне называется «Холл роз». Мстислав Ростропович рассказывает, что когда они с женой Народной артисткой СССР Галиной Вишневской посетили музей «Хиллвуд» и вошли в «Холл роз», то у Галины Вишневской слёзы полились от восторга, такое буйство красок, такую игру воображения и таланта русских мастеров она увидела. В этом зале были собраны многочисленные сервизы необычайной красоты русского производства, причем царские сервизы насчитывали боллее 1000 предметов. «Многие из этих мастеров были крепостными и прожили тяжелую жизнь, но как ярко они выразили радость этой земной жизни. Когда такие ценности уходят из России, это абсолютное преступление» - сказал Мстислав Ростропович. Какая невосполнимая потеря для русской культуры !


Сколько всего было разграблено и распродано советской властью сосчитать и учесть невозможно и вряд-ли когда-то сможет быть установлено. Так Нью- Йоркская газета русской эмиграции «Новое русское слово» еще в 1966г. писала :


«В Тегеран (столица Ирана - автор) в первые послереволюционные годы прибывали целые вагоны или грузовые автомобили с серебром, продававшимся как «лом» по весу. Этот серебряный «лом» были сорваные с евангелий и икон оклады и ризы, разные изделия из серебра : подстаканники, посуда , лампады, много изделий из серебра известных русских ювелиров - Хлебникова, Овчинникова, Фаберже. Более ценные шли в крупные антикварные магазины Европы и Америки , но уже продавались не на вес. Капиталистический мир, так строго оберегающий частную собственность и строго карающий её нарушителей, в этом случае закрывал глаза на происхождение заведомо краденого, не задавая нескромных вопросов . Но исторические и культурные памятники тысячелетней истории России новая власть разбазарить не могла :монастыри, храмы с бесценными фресками, созданные многими поколениями, все то, что каждый народ бережет и лелеет, как бесценную часть своей культуры, своего прошлого. Поэтому новая власть принялась все это историческое достояние уничтожать с исключительным ожесточением .»


А вот рассказ о другом музее русского искусства, который находится вСША, город Лос - Анжелес. За две недели до своей кончины широко известный американский магнат Арманд Хаммер открыл грандиозный музей и культурный центр своего имени, на двух фасадах которого метровыми буквами было выложено его имя, в вестибюле стоял его двухметровый портрет, а в центральном дворике и коридорах - многочисленные бюсты хозяина этого частного музея. Арманд Хаммер был патологически тщеславен , даже купленную им за 5,6 миллионов долларов рукопись Леонардо да Винчи он переименовал в «Кодекс Хаммера», разъял эту рукопись на отдельные листы, вставил в специальные витрины и провёз эту выставку по городам и отдельным странам, везде акцентируя внимание на владельце рукописи - Арманде Хаммере .


В 20-е годы, находясь в СССР во времена НЕПа, он получил от советской власти концессии на два предприятия - асбестовые рудники на Урале и карандашную фабрику в Москве, которые за короткое время сделал прибыльными, процветающими . Хаммер вместе с многочисленной семьёй прожил в Москве 9 лет, представлял интересы 30 американских компаний, поэтому для представительства снял на Садово - Самотечной улице дом из 35 комнат. Хаммер начинает обставлять этот пустой дом, в свободное время обходит барахолки, комиссионные магазины в поисках антиквариата, который в 20-е годы можно было купить за бесценок .Вот несколько примеров его удивительных находок. За несколько рублей он купил расписное фарфоровое блюдо из царского сервиза 1825 года, изготовленного для императора Николая 1. Через несколько дней в московском частном ресторане Хаммер увидал весь этот сервиз целиком, состоящий из 1000 предметов. Хозяин ресторана пожаловался ,что нехватает простой посуды , и Хаммер в обмен на несколько комплектов недорогой фаянсовой посуды получил сервиз из дома Романовых . В захудалой гостинице он сумел за грузовик небьющихся целлулоидных чашек выменять изумительный набор винных бокалов, у них между двумя слоями тончайшего стекла были начертаны золотом и синей эмалью императорские гербы . Поняв, что он может за бесценок скупать в больших количествах настоящие сокровища, Хаммер привлек к себе специалистов по древним иконам, антикваров, знатоков и коллекционеров искусства. Его дом превращается в музей реликвий, которые еще несколько лет назад принадлежали династии Романовых : царская мебель, произведения фирмы Фаберже, полотна Рембрандта, пейзажи Коро, шкатулки, табакерки, записные книжки ,богато украшенные драгоценными камнями, разноцветным золотом и эмалью, гобелены и шпалеры, изумительной красоты драгоценные пасхальные яйца Фаберже и мн. др. Уплатив при выезде из СССР управлению музеев очень низкий экспортный налог, Хаммер вывез и переправил в Нью-Йорк огромную уникальную коллекцию царских сокровищ, ценных икон, картины Пикассо и Матисса из бесхозного тогда музея Щукина . В последующие годы очень много русских сокровищ было раздарено Хаммером президентам, европейским королям , родственникам и любовницам. Несколько слов о принадлежащих Хаммеру яйцах Фаберже .


Наполеоновское яйцо. Изготовлено фирмой Фаберже в 1912 году к 100-летию победы над Наполеоном . Изображены шесть панелей с миниатюрами представителей полков, охранявших русскую императрицу. Желтое золото, бриллианты розовой огранки, платина, разноцветная эмаль, гуашь по слоновой кости. Приобретено Хаммером у советского правительства в 1927 г., хранится в музее Нового Орлеана.


Яйцо с весенними цветами, изготовлено в1899г. Внутри яйца - сердце с 11 овальными портретами членов царской семьи .Бриллианты, позолоченное серебро, нефрит, разноцветная эмаль. Хранится в музее Хаммера .


Яйцо с датскими дворцами .На миниатюрах изображены 8 дворцов и две императорские яхты,сапфиры, изумруд, розовые бриллианты,, зелёное ирозовое золото, эмаль и перламутр. Куплено Хаммером в 1927 г. у сов. Правительства. Хранится в музее Нового Орлеана.


Яйцо в стиле Ренессанса. Яйцо - шкатулка, бриллианты, рубины, белый агат, разноцветная эмаль. Купил Хаммер у сов. Правительства в 1927 году.


Кавказское яйцо. Внутри - портрет младшего брата царя Николая 11 Георгия Александровича, умершего от туберкулёза молодым, в 28 лет в Амбастуманском дворце на Кавказе.


Тогда, в 20-е годы, пасхальные яйца фирмы Фаберже стоили по 450 долларов, сейчас на международных аукционах они оцениваются до 50 миллионов долларов каждое. ( Яйца Фаберже называют пасхальными, так как Александр11, Александр 111, Николай 11 дарили их членам своей семьи на Пасху ). Вообще же , из десятков тысяч изделий фирмы Фаберже, изготовленных, примерно, за 40 лет, после этих распродаж осталось в России - около 300. Эта фирма изготавливала для царской семьи ювелирные изделия для обмена подарками между членами семьи : часы, трости, шкатулки, портсигары, рамки для фотографий, табакерки, броши, запонки, булавки, разнообразные безделушки .


Но советской властью готовилось ещё более тяжкое преступление.


Комиссия, по указанию Ленина возглавляемая М. Горьким, решила распродать за рубежом коронные драгоценности дома Романовых . Скипетр, держава, собрание корон, корона Российской империи, коллекция бриллиантовых подвесок, коллекция бриллиантовых диадем, множество бриллиантовых знаков и цепей императорских орденов, подарочных золотых кубков, коллекции перстней, вееров, пасхальных яиц Фирмы Фаберже и мн. др. хранились в Галлерее драгоценностей Зимнего Дворца в Петербурге и в Бриллиантовой Комнате московского Кремля . Под охраной латышских стрелков всё это было вывезено в город Читу в Забайкалье с намерением через Манчжурию везти их для распродажи в Европу и Америку. Однако распродажа не состоялась, так как в европейских газетах разразилась шумная компания о преступных действиях советской власти. Но под этот шумок и перевозки - многих ценнейших вещей не досчитались, так исчезли и затем попали в частные коллекции Европы и Америки :бриллиантовый меч Павла Первого, коронационное платье Екатерины Второй, усыпанное гроздьями бразильских бриллиантов и индийских изумрудов, бриллиантовая (2000 штук) табакерка императрицы Елизаветы и мн. других. А в 1927 году в Лондоне на аукционе «Кристи» были распроданы ещё 124 предмета из коллекции ювелирных драгоценностей династии Романовых, многие из которых были изготовлены ещё в 18 веке и являлись русскими историческими ценностями . За период с 1928г. по 1933г. за границу было отправлено в общем более 6 тонн ювелирных изделий не только из Эрмитажа, но и из Русского музея, Царскосельских дворцов, Минералогического музея, дворцов великих князей и т.д. Кроме ювелирных драгоценностей распродавались такие раритеты невероятной ценности, которые в неприкосновенности хранятся в других странах уже 600 лет. Речь идет о рукописной энциклопедии под названием «Источник всех знаний», созданной в 14 веке на севере Франции . Она была куплена ещё императором Александром Первым в Париже после войны с Наполеоном в 1812г. Во всем мире существует только 4 экземпляра этой энциклопедии : три из них хранятся в государственных библиотеках Лондона, Парижа, Ватикана, и четвертый , самый раскошный и богато иллюстрированный, хранился более 100лет в Эрмитаже, пока не был тайно продан сов. правительством и находился в частной коллекции США . И вот этот ценнейший раритет всплыл для продажи на аукционе Сотбис в июле 2006 г. Но он уже никогда не попадет больше в Россию, цена его колоссальна.


О довольно частом российском неумении хранить и оберегать свои сокровища, о невежестве, бесхозяйственности, а то и просто о разворовывании государственных ценностей говорят такие просто вопиющие факты . В 1907 году русский князь и итальянский герцог Сан - Донато Семен Семенович Абамелик - Лазарев купил в самом центре, в природно-парковой зоне столицы Италии - Риме имение, которое после его смерти в 1916г. стало по завещанию его владельца собственностью России. Размеры имения (33,8 га ) почти равны размерам государства Ватикан, которое можно обозревать из окон верхнего этажа «Виллы Абамелик». После покупки имения его прекрасный парк и вилла были обставлены и украшены с необычайной роскошью : античные бюсты и статуи в парке, гобелены и шпалеры прошлых веков, картины старых мастеров, драгоценная мебель и не менее ценные безделушки и т.д. А вот как описывает состояние этой виллы жена Посла России в Италии Ольга Николаевна Адамишина : пустые залы и комнаты, рулон гобелена 16 века она случайно нашла лежащим в пыли в заброшенном углу дома, каменный мозаичный столик средних веков стоял в гараже и на нем складировался слесарный инструмент, античные мраморные бюсты и вазы, возраст которых исчислялся в 2,5 - 3 тысячелетия, картины старых мастеров находились на чердаках и подвалах . И всё это удосужились найти только в годы перестройки, сколько десятилетий эти остатки роскоши так провалялись - неизвестно . Так неужели русские дипломаты, атташе по культуре при посольстве, окончившие престижный МГИМО, настолько невежественны или беспечны? Да что уж говорить о дипломатах, если советские вожди имели обыкновение запускать руку в Алмазный фонд. Так Н.С. Хрущев хотел подарить одной из развивающихся стран знаменитую шапку Мономаха, а при Л. И. Брежневе из этого фонда исчез один из бриллиантовых орденских знаков, по распоряжению Председателя правительства СССР Павлова в 1989году с аукциона были распроданы многие ценные иконы .


Но вершиной преступной беспечности стала кража в течение 6 лет 221 ценнейших экспонатов из коллекций самого главного музея России - Эрмитажа, которая была обнаружена в июле 2006 года . Так что же это, в течение 6 лет не проводилась инвентаризация в этом музее? Так что, музей не имеет сейфов, нет в музее сигнализации, и нет даже фотографий украденых экспонатов, как это делается во всех музеях мира ? Бедная, несчастная русская культура и искусство ! Каковы циклопические масштабы прошлых и теперешних её распродаж за бесценок, расхищения, уничтожения ценнейших предметов искусства по невежеству и бесхозяйственности ! А каковы огромные потери в годы Второй мировой войны ...


Заканчивая свой очерк, хочу здесь привести ( неполный) список музеев мира, в которых находятся сокровища русской культуры 18 - 19 веков :


Музей Д ,Орсэ, Париж, Франция .
Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Кунстхалле, г. Киль, Германия .
Музей икон, г. Реклинхаузен, Германия . (400 штук)
Коллекция графа С. Зубова, Национальный музей в Буэнос - Айресе, Аргентина.
Часть коллекции графа С. Зубова в музее г. Женевы, Швейцария .(передана женой).
Фонд Ротшильдов, США .
Музей Тиссен - Борнемиса, г. Мадрид, Испания .
Вилла Фаворита, г. Лугано, Италия .
Музей Николая Рериха, г. Нью-Йорк, США .
Музей «Хиллвуд» Марджори Пост, Вашингтон, США .
Музей в г.Новый Орлеан, США .
Музей Арманда Хаммера, Лос-Анжелес, США .
Национальная Галерея, г. Вашингтон, США
Автор Мастинская Фаина



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.12.2016. ***