подборка о Маяковском

Внук Диогена: литературный дневник

85 лет назад, 14 апреля 1930-го, в Москве в Лубянском проезде застрелился МАЯКОВСКИЙ. Такой была официальная версия: поэт сам поднес пистолет к груди, измученный проблемами с женщинами, творческими неудачами и сифилисом (в некрологе было написано: «стремительная болезнь», хотя позже были сделаны анализы, и болезнь они не подтвердили).
«Многие засекреченные документы и раздражающие вопросы без ответов подсказывают: истинная правда была искажена и сокрыта. Выдающаяся работа, проделанная русским исследователем Валентином Скорятиным, заставляет по-новому посмотреть на версию о самоубийстве Маяковского», - говорил на конференции по Маяковскому американский профессорАльберт Тодд.
Чем больше материалов о гибели поэта находил Скорятин, тем больше он замечал несостыковок и странностей.
Несколько человек дали показания, что Маяковский не собирался считать 14 апреля последним днем своей жизни. 10 или 12 апреля поэт пообещал, что поможет делать первомайские лозунги для ЦК, но попросил отложить работу на несколько дней из-за гриппа.
Чуть раньше, 4 апреля, он внес деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина. И попросил знакомых, чтобы до осени, пока строится дом, ему помогли снять жилье. Жизнь втроем с Бриками тяготила Маяковского, он хотел иметь нормальную семью, сделал предложение Веронике Полонской.
После смерти поэта в новую квартиру переехали Брики.
Лиля не скрывала от своего Щеника, что стала любовницей Агранова, начальника Секретного отдела ОГПУ. Кровавый следователь, которого называли палачом русской интеллигенции и который лично санкционировал казнь Гумилева, Агранов ничуть не ревновал к предшественнику. Даже подарил ему револьвер. Маяковский был левшой, однако пистолет перед выстрелом почему-то взял в правую, неудобную для него руку... Годы спустя, изучая протокол следствия, Скорятин заметил, что оружие подменили. Вместо маузера № 312045, записанного в протоколе, обнаружился браунинг № 268979.
Много вопросов оставило и предсмертное письмо Маяковского. Почему поэт написал его карандашом, а не ручкой? Известно, что Маяковский был страшно брезглив и свою ручку не дал бы постороннему. К тому же подделать почерк авторучкой почти невозможно, а вот карандашную подделку профи из ведомства Агранова изготовили без труда.
Да и содержание письма выглядит странно. Как могло случиться, что очень порядочный к близким людям Маяковский, определяя наследников, поставил мать и сестру после Лили? Право на наследство закрепили Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР: 1/2 часть - Лиле, по 1/6 - матери и сестрам. В. Полонской, в нарушение воли поэта, - ничего. Интересно, что оригинал письма тут же забрал Агранов. Члены правительства при разделе наследства руководствовались не подлинником, а газетной перепечаткой.
Агранов пулей примчался в комнатку Маяковского и сразу взял следствие в свои руки. Возможно, это с его помощью следствие «не заметило» показания людей, вбежавших в комнату сразу после рокового выстрела. Они утверждали, что поэт упал ногами к двери. Те, кто пришли позже, увидели тело в другом положении, головой к двери. Положение тела кто-то изменил, чтоб не возникало мысли о том, что в поэта стреляли.
Изучая посмертную маску, исследователи обратили внимание, что у поэта сломан нос. Похоже, Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает, если человек стреляет сам в себя.
АПОСТОЛ ИЛИ ИУДА


Михаил Булгаков, который неплохо знал Маяковского, не поверил в официальную версию самоубийства. Марина Черкашина, исследовательница творчества Булгакова, заметила: «Булгаков был настолько потрясен, что возобновил работу над оставленным было романом о князе тьмы. На его глазах разыгрывалась драма воистину библейского масштаба». Кесарь в этой драме - Маркс и его «всесильное учение», прокуратор Пилат (наместник кесаря в СССР) - товарищ Сталин, начальник тайной службы Ершалаима Афраний - начальник Особого отдела ОГПУ Яков Агранов (даже фамилия созвучна!) с Ягодой. «Проповедником Иешуа был Мастер, распятый на газетных полосах; наконец, румяным менялой из Кириафа (променявшим душу на 30 монет) - рослый поэт из Багдади, променявший талант на партийный агитпроп, - пишет Черкашина. - Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы в стране, где действовала отлаженная машина политических убийств - ОГПУ-НКВД, вскрыть и показать в романе тайный механизм таких убийств. Булгаков это сделал на печальном примере Маяковского.


И никого не обманул библейский антураж эпизода. Под белым плащом с кровавым подбоем, под тогами Афрания и его подручных явственно проступают чекистские френчи с синими петлицами».
Булгаков настойчиво подчеркивал: библейские события романа происходили 14 числа весеннего месяца нисана. Прямая отсылка к дате гибели поэта, 14 апреля 1930 г. 14 числа начальник тайной службы Ершалаима, Афраний, беседует с прокуратором Иудеи Пилатом. В этот же день Иуда гибнет, получив удар ножом в сердце. С Маяковским расправились без ножа. Он был застрелен.
В романе Пилат поднимает бокал с красным, как кровь, вином - Цекубой. Название этой марки очень созвучно со знакомой аббревиатурой ЦК(б) - большевиков. А вот тост Пилата, обращенный к кесарю: «За тебя, кесарь, отец римлян, самый дорогой и лучший из людей!» Самым дорогим и лучшим из людей в булгаковские времена именовали лишь одного единственного человека.


Из романа «Мастер и Маргарита»:
- Да, Афраний, вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?
- О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!
- Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
Слухи о том, что самоубийству кто-то помог, действительно в тот же день поползли по Москве.
Но не слишком ли жестко представлять живого страдающего человека, каким был Маяковский, в образе библейского предателя? Почему в глазах Булгакова пролетарский поэт мог быть только Иудой?http://www.funeralportal.ru/news/1167/32509.html


ВИДИМО. НЕТ


В глазах Булгакова Маяковский мог быть только Иудой, ведь он предал свой «атакующий класс», став новым пролетарским буржуа: заграничные поездки, большие гонорары, валютные подарки любовнице – всё это мало вязалось с образом пламенного «агитатора, горлана-главаря». Да ещё гипертрофированная забота о собственном здоровье. Маяковский никогда не пил сырой воды, постоянно носил с собой мыльницу и фляжку с кипячёной водой. Его отец умер от заражения крови, уколовшись ржавой скрепкой, и сын всю жизнь боялся повторить его судьбу.
Маяковский предал и своих собратьев по литературному объединению. Как только ЛЕФ ослабел и оказался неугоден Сталину, Маяковский покинул «левый фронт» и перебежал в стан бывших противников.


(М. Файнзильберг, В. Катаев, М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Уткин на похоронах Маяковского. 17 апреля 1930 год. Фото И. Ильфа)
Иудин грех был и в его отношениях с Горьким. Присоединившись к кампании против Горького, организованной сверху, он в «Письме писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» в вызывающей манере осудил пролетарского писателя как эмигранта. Горький ему этого никогда не простил.
Тогда же Булгаков писал: «Всё равно, как бы писатель не унижался, как бы не подличал перед властью, всё едино, она погубит его. Не унижайтесь!»
(Цитаты: «Письма литературоведа Л.М.Яновской ко второй жена писателя Л.Е.Белозерской-Булгаковой. 1974-1985», журнал «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке», №1, 2013)
+++
Ещё в Блоге Толкователя о писательском мире в СССР в 1920-30-е годы:
Дела писателей-графоманов в 1930-е годы
В 1934 году партия создала Союз советских писателей. В обмен на правильную позицию писателям было гарантировано прекрасное по тем временам содержание – пособия, квартиры, отдых в санаториях, одежда. Сотни графоманов стремились попасть в ССП, пробивая себе дорогу доносами и истериками. Три примечательных дела в этом ряду – «писателей» Простого, Блюм и Хенкиной.



http://a.kras.cc/2015/06/blog-post_64.html


Документальная основа произведения такова: будучи в Свердловске в январе 1928 года, Маяковский попросил тогдашнего председателя местного Облсовета А.И.Парамонова о поездке к Ганиной яме на место уничтожения тел царской семьи. . Просьба поэта была уважена — 28 января он вместе с Парамоновым на подводе лошадей отправился разыскивать могилу императора, поскольку это место не было никак отмечено. По одним сведениям — она была отыскана, по другим — «место захоронения императора в тот день так и не удалось показать Маяковскому».
В результате было написано стихотворение "Император"; как раз к 10-летнему юбилею трагедии. В том же году оно было напечатано в журнале «Красная новь».


Стих состоит из трех частей. В начале автор вспоминает, судя по всему, реальный эпизод встречи с царской семьей, когда на какой-то праздник в Москве на Тверской улице Маяковский увидел проезжавший открытый автомобиль (т.н. ландо), в котором был Государь с четырьмя дочерьми: «Помню - то ли пасха,/ то ли — рождество:/ вымыто и насухо/ расчищено торжество.»
Прежде чем привести далее текст рифмованного опуса, хочу напомнить, что автор пишет все это только что побывав на месте кровавой бойни, где ему, конечно же, красочно расписали убийство царской семьи во всех деталях, а также на месте погребения сожженных останков.
«И вижу - катится ландо,/
и в этой вот ланде/
сидит военный молодой/
в холеной бороде./
Перед ним, как чурки,
четыре дочурки.»
Маяковский описывает событие скоморошьим слогом в жанре сатирической сценки. Все это должно позабавить и рассмешить читателя. Если бы это стихотворение было написано до революции, классовая ненависть автора имела бы хотя бы какое-то оправдание. Но ведь Государь и эти девушки уже злодейски убиты...
Маяковский жил в стране победившего коммунизма и убитый царь не представлял никакой опасности ни для власти ни лично для Маяковского. "Враг" был уже повержен, как и призывал поэт: «Сдайся, враг, замри и ляг!» Теперь-то уж можно что злобствовать? Можно побыть и побыть благородным. Но у поэта не нашлось ни одного слова сочувствия и сострадания к жертвам убийства. Хотя бы просто по-мужски сработал инстинкт защитить беззащитных девушек, младшей из которых, Анастасии, едва исполнилось 17 лет. Ничто не шевельнулось и ничто не дрогнуло в душе поэта. Своими строками он продолжает расстрел в Ипатьевском подвале. Впору сказать о нем "в руке не дрогнул пистолет..."
В другом стихотворении, написанном в том же 1928 году также после поездки «Екатеринбург — Свердловск» поэт прямо призывал к убийству царя:
«...к чертям орлов Екатерины
и к богу — Екатерины потомка.»
Впрочем, в черновиках к «Императору» пролетарский стихотворец обсуждает и вариант оставить в живых царскую семью, но только с одной целью — не поверите! — поместить в зоопарк:
«Живые... Так можно в зверинец их -
Промежду гиеной и волком.
И как не крошечен толк от живых,
от мертвого меньше толку...»
Видимо, расстрел для поэта был слишком гуманной мерой наказания.


Возникает тогда вопрос, а зачем Маяковский с таким настроем вообще ездил по местам страданий царской семьи?
Невольно напрашивается невеселая мысль, что Маяковскому это было нужно, чтобы удовлетворить свою какую-то тайную страсть - наслаждение от боли и унижения другого человека, да еще царского достоинства. Это ничто иное, как торжество хама.
Говорят, преступников тянет на место их преступления.
Но ведь поэт, скажут мне, никого не убивал. Да, но это совершенно не обязательно. Важно, что Маяковский полностью себя отождествил с революцией, с ее кровавыми вождями и с ее кровавыми преступлениями. Он стал адвокатом дьявола. Он принял на себя миссию поэтического жреца идола революции: "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить" . Его реально тянуло увидеть место самого главного и самого страшного преступления революции 1917 года, для чего собственно она задумывалась и совершалась — цареубийство.
Вторая часть стихотворения "Император" рассказывает о поисках погребения императора, то есть Ганиной ямы, в компании с представителем свердловской партноменклатуры. Маяковский с топографической точностью и с эпическим размахом описывает эти поиски, но как оказывается, только с одной целью - чтобы в конце произнести сакральную фразу - "император зарыт":
За Исетью, где шахты и кручи,
за Исетью, где ветер свистел,
приумолк исполкомовский кучер
и встал на девятой версте.
Вселенную снегом заволокло.
Ни зги не видать - как на зло.
И только следы от брюха волков
по следу диких козлов.
...Здесь кедр топором перетроган,
зарубки под корень коры,
у корня, под кедром, дорога,
а в ней - император зарыт.
Именно эта фраза и выражает смердяковский «апофеоз победителя».


Заканчивает Маяковский свое стихотворение "Император" зловещей угрозой в духе агиток того времени:
«Прельщают многих короны лучи.
Пожалте, дворяне и шляхта,
корону можно у нас получить,
но только вместе с шахтой.»
Угроза обращена уже к будущим временам восстановления царского престола на Руси и носит характер заговора-заклинания.


Итак, стихотворение Маяковского "Император", очевидно, не только оправдывает бесчеловечное убийство невинных людей, но провоцирует и будущее убийство помазанника Божьего. Даже вполне светский современный литературовед (О.Лекманов) охарактеризовал как "людоедское";.
На примере этого опуса несчастного поэта в широких штанинах, мы видим как сознание классовой ненависти реально помрачало сердце и плавило мозги, делая из людей бесчувственных зомби, которые оправдывали самые страшные и кровавые преступления против человечности.
На примере Маяковского видишь, как революция убивает в человеке самые простые, естественные и ясные чувства — сострадания, сочувствия, жалости к ближнему, которые являются базовыми основами жизни человеческого сообщества. К юбилею 10-летия революции перед нами предстает вполне состоявшееся нравственное уродство и ничтожество, у которого за душой кроме советского паспорта в кармане ничего нет.
После таких стихов становится неудивительным известный конец этого несчастного человека, из-за которого даже о душе его помолиться невозможно.


И этого певца терроризма до сих пор учат наизусть в школе наши дети.


http://otets-gennadiy.livejournal.com/264077.html




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.04.2017. подборка о Маяковском