Вникая в Аристотеля...

Борис Владимирович Пустозеров: литературный дневник

Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: 1) форма («Что это есть?»), или Воспринимаемое,
2) материя («Из чего?»), или Изучаемое,
3) цель («Ради чего?»), или Предназначение Воспринимаемого и Изучаемого, его суть и смысл,
4) перводвигатель («Откуда начало движения?»), или Причина возникновения Воспринимаемого и Изучаемого.


Также великий философ и учёный проводит различие между "возможностью" и "действительностью". И вот тут он совершает серьёзную логическую ошибку, которая не только не исправлена, но более того - не замечена философами по сей день! Он представляет реальность в двух видах - как возможную (потенциальную - предполагаемую или даже по-разному воспринимаемую разными людьми) и как "имеющуюся в наличии", действительную (то есть реально окружающий его и воспринимаемый им Мир). И именно отсюда выводит "различие" между двумя НЕСРАВНИМЫМИ понятиями. Их нельзя сравнивать, поскольку первое есть одно из трёх субъективных условий Движения (возможность, необходимость, достаточность), а другое - это синоним реальности, синоним понятия "окружающий мир во всех его предметах и действиях", независимо от того, объективная это реальность или субъективная, воспринимаемая как окружающий мир лишь конкретным субъектом.


Возможность как понятие Мира вообще не имеет у философов нормального определения. Ведь в действительности это условие направленного движения материального объекта, которое именуется стремлением. То есть возможность - это условие Стремления физического тела (то бишь субъекта).


Ранее я уже писал о "потенциальном бытии" Аристотеля следующее (к пунктам 30-31 "Околофилософского труда" https://proza.ru/2025/01/08/1494):
"Если субъект есть, то можно говорить и о бытии субъекта, оно есть. Если субъекта нет, то нет и бытия. Таким образом, бытие всегда действительно, то есть реально, - оно либо есть, либо его нет. Возможное бытие - это бытие, которого нет в реальности, то есть в действительности, следовательно, рассуждения о возможном (потенциальном) бытии беспочвенны. Сама возможность может возникать лишь в Бытии субъекта.


Бытие каждого субъекта создаётся необходимостью, оно полно возможностей и ограничено достаточностью".


Но вот в чём главная-то загвоздка - великий Аристотель под "бытием" понимал не воспринимаемый субъектом окружающий мир, а Мир, в котором существует субъект, то есть Вселенную!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.08.2025. Вникая в Аристотеля...