Один из проницательных художников и мыслителей, любовно и правдиво вылепивших портреты Балкарии и Кабарды, К. Чхеидзе писал: «…Балкария добровольно, хотя и в силу очевидной необходимости, признала власть Белого Царя. Но Балкария покорена не была.
Это обстоятельство существенно отразилось на психологии населения Балкарии, особенно ее высшего слоя таубиев. В то время, как остальные народности Кавка-за, признав над собой русскую власть, старались приблизиться к русским и хотя бы в некоторых отношениях походить на них, балкарские таубии смотрели на себя, как на равнодостойных участников общеимперской российской жиз-ни. Правда, они совершенно не знали этой жизни, но это не мешало им чувствовать себя вполне самостоятельно. И в самом деле, ведь психологии побежденных у них не было и не могло быть. Эта черта самочувствия балкарских таубиев сказалась, между прочим, в том, что в то время, как, скажем, кумыцкие или кабардинские феодалы (а ранее того – грузинские, кахетинские и др.) с удовольствием и радостью переименовывали себя на русский лад, балкарские таубии отказались от такого переименования и настояли на том, чтобы им впредь называться именно таубиями, а никак иначе»
И то, что не удалось царской империи, осуществила империя другая. Народу, у которого действительно психологии побежденного не было, она железными прутьями переламывала позвоночник. Искусственное рассечение народа, распыление его по трем бескрайним союзным республикам, без возможности передвижения, чувство заключенности, полной зависимости от чужой, недоброй воли крайне негативно сказались на психологии, образе мира, физическом и духовном состоянии народа, усилив трагические последствия геноцида.А были еще другие факторы, только их осложнявшие …
Это отрывок из давней моей работы. Для обращения к ней сегодня есть повод.