***

Рая Кучмезова: литературный дневник

«..Я еще хочу вам рассказать о эпизоде, о котором вряд ли где-то , кто-то говорил.
Там также органично и естественно оставаясь верным себе, Кайсын сделал поступок, на взгляд других, в то время бывший уже запредельным.
Речь о похоронах А.Т. Твардовского и я хорошо помню этот день. Это Была зима, декабрь 1971 года. Панихида была в ЦДЛ. Там появляется Мария Илларионовна, супруга. И вдруг появляется публично запрещённый, изолированный от всего, в длинной дубленке Александр Исаевич Солженицын. Выбежал один чиновник, второй. Какая-то стена. «А что вам здесь надо?» и т.д А как он мог не прийти? Кто впечатал «Один день Ивана Денисовича». Твардовский. Кто и как? Это требовало встречи с Хрущёвым, решения ЦК. Вот когда в штатном и из органов окружили его, Мария Илларионовна , супруга Твардовского,взяла его под ручку. Все вокруг исчезали. Хотели подойти к ней и не смели.
Могу назвать имена очень известных  писателей, но не буду.
Я хочу сказать, что единственный человек, который подошел к Марии Илларионовне, обнял её и протянул руку Солженицыну был Кайсын. Он прекрасно знал все, знал, что ему этого не простят и он не мог к ним не подойти. Она его очень высоко ценила, как и Твардовский – это его круг. А вот эти побочные обстоятельства – что за человек, общение с ним опасно, не желательно и т.д. Для него не существовали. Сам выбирал.И потом когда на Новодевичьем все повторилось символически очень –
Вот Кайсын вёл себя безупречно. Это тоже без наигрывания, какого-то жеста. Это не то, чем потом можно гордиться, рассказывать - я такой! Это было естественное его поведение. Я бы это  приблизил к тому, что называлось раньше рыцарским бесстрашием, безусловной мужественностью, которой он обладал глубоко, органически. И таких случаев немало. «
К.Солтанов



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.12.2025. ***
  • 11.12.2025. ***
  • 05.12.2025. ***