Известный американский киноактер Марлон Брандо

Маргарита Давыдова: литературный дневник

>> Известный американский киноактер Марлон Брандо - обладатель двух "Оскаров"
>> за фильмы Элиа Казана "В порту" (1954) и Френсиса Копполы "Крестный
>> отец" (1972) - в своих мемуарах "Песни, которым не научила меня мать" (Songs
>> My Mother Never Taught Me), одну из глав посвятил евреям.
>>
>>
>> Предлагаем вашему вниманию опубликованные в сборнике "Киносценарии" 5 за
>> 2006 г. поистине восхитительные высказывания автора, поразившие нас
>> откровенностью, тонкостью и точностью наблюдений.
>>
>> Я посещал Новую школу социальных исследований всего год, но что это был за
>> год! Школа и сам Нью-Йорк стали убежищем для сотен удивительных евреев из
>> Европы, сбежавших из Германии и других стран перед Второй мировой войной и
>> во время нее Эти люди невероятно обогатили интеллектуальную жизнь города -
>> наверное, за сравнимый отрезок времени никогда и нигде не случалось ничего
>> подобного.. Эти евреи в значительной мере воспитали меня. Я жил среди
>> евреев.Они были моими учителями, они были моими работодателями, они были
>> моими
>> друзьями. Они ввели меня в мир книг и идей, о существовании которых я и не
>> подозревал. Я проводил с ними ночи напролет - задавал вопросы, спорил,
>> испытывал себя, понимал, как мало я знаю, насколько я косноязычен и
>> насколько поверхностным было мое образование. Я даже не закончил колледжа, а
>> многие из них получили ученые степени в лучших европейских университетах. Я
>> чувствовал себя тупицей, мне было стыдно, но они поощряли мое стремление
>> учиться всему подряд. Они пробудили во мне жажду информации. Я поверил, что,
>> если я узнаю больше, я стану умнее, со временем я понял, что это не так. Я
>> читал Канта, Руссо, Ницше, Локка, Мелвилла, Толстого, Фолкнера, Достоевского
>> и десятки других авторов, многие их которых так и остались для меня
>> непонятными. Новая школа стала промежуточной остановкой на пути многих
>> выдающихся еврейских интеллектуалов из Европы, которые затем обосновались на
>> факультетах Принстонского, Йельского, Гарвардского университетов. Это были
>> сливки европейской науки, учиться у таких людей было настоящим чудом.
>>
>> Одной из величайших загадок, всегда занимавших меня, было то, каким образом
>> евреи, составляющие такое крохотное меньшинство среди населения земли,
>> смогли достичь таких высот и отличиться в стольких различных областях: в
>> науке, музыке, медицине, литературе, искусстве, бизнесе и так далее. Если
>> перечислить самых влиятельных людей за два последних столетия, в первой
>> тройке окажутся Эйнштейн, Фрейд и Маркс - все евреи. И в этом списке будет
>> еще много евреев, хотя они составляют менее трех процентов населения США. И
>> все они -
>> потрясающие люди. Представьте себе преследования, которым они подвергались
>> веками: погромы, сожжение храмов, набеги казаков, уничтожение целых семей,
>> рассеяние народа и Холокост. После Диаспоры они не имели своих земель и
>> святынь в большинстве стран мира; им запрещали участвовать в выборах и
>> указывали, где они должны жить. Однако их культура выжила, и процент
>> состоявшихся людей среди евреев выше, чем среди любого другого народа в
>> мире.
>> Какое-то время я думал, что в основе успешности евреев лежит поразительное
>> богатство генов, образовавшееся на Ближнем Востоке за миллиарды лет
>> эволюции. Позже я понял, что моя теория неверна, потому что после Диаспоры
>> возникли две совершенно не похожие друг на друга группы евреев - ашкенази и
>> сефарды. Испанские евреи не имели ничего общего с российскими, по сути дела,
>> они даже не могли общаться между собой. Российские евреи были изолированы от
>> немецких, которые считали себя обособленной и самой высшей группой, а евреи
>> Восточной Европы совершенно не походили на евреев-сефардов. Кроме того, на
>> протяжении многих веков заключалось такое количество смешанных браков, что
>> объяснить это явление чисто генетическими факторами невозможно.
>>
>> Поговорив со многими евреями, почитав об истории и культуре еврейского
>> народа, я, наконец, пришел к выводу, что еврейство - это скорее культурный,
>> нежели генетический феномен. Это состояние ума. На идиш есть такое слово:
>> "seychel", дающее ключ к пониманию самых глубинных аспектов еврейской
>> культуры. Оно означает "стремиться приобрести новые знания и оставить после
>> себя мир лучше, чем он был при твоем появлении".
>>
>> Евреи придают огромное значение образованию и труду, и эти ценности
>> передаются из поколения в поколение. Насколько я знаю, подобный динамизм и
>> стремление к совершенству свойственны еще только нескольким азиатским
>> культурам. Вероятно, фантастические успехи евреев можно объяснить именно
>> этой культурной традицией наряду с иудаизмом, тем единственным, что
>> осталось неизменным в годы рассеяния еврейского народа по всему свету.
>> Традиции, передававшиеся через Тору и Талмуд, каким-то образом помогли
>> евреям осуществить предначертанную им судьбу "избранного народа", о чем
>> свидетельствуют поразительные успехи в столь многих областях. Но какими бы
>> ни были причины этого успеха, я не мог считать себя образованным человеком,
>> пока не столкнулся с ними.
>>
>> Они подарили мне понятие культуры, оставшееся со мной на всю жизнь.



Другие статьи в литературном дневнике: