Кафка и индуизм

Рамир Ибрагимов: литературный дневник

Многие рассматривали творчество Кафки преимущественно через призму христианской и иудейской парадигм. Я же хочу взглянуть на труды чешского абсурдиста посредством индуисткой традиции, в которой нет Единого Бога, соответсвенно нет определённого стержня, направления развития. При отсутствии духовного единства не может идти речи о гармонии личностного свойства. Именно в индуизме существуют такие понятия, как реинкарнация и кармический закон. Например, если предположить, что ночью Грегор Замза скончался и тотчас превратился в насекомое, тогда станет понятнее вся глубина ужаса и катастрофы. Человек превратился в "гада", помня свою предыдущую жизнь. Сработал кармический закон, по которому человек опустился на уровень ниже ввиду того, что тот когда-то совершил некий проступок. Коммивояжёр действительно совершил преступление - прежде всего против себя самого. Он жил для других, он распростёр объятия и был распят. Грегор Замза обязан был выстроит личные границы и любить самого себя. Как можно любить других без разумной любви к себе? Привязанность не есть любовь. Любовь - это свобода.



По пробуждении насекомое живёт точно во сне, да и, впрочем, почти все произведения Кафки пропитаны элементами недосказанности и недопонимания. В индуизме жизнь есть сон. Во сне нет начала и конца, жизнь как короткий отрезок существования Вселенной. Сегодня господствует Шива, нет гармонии, боги не в состоянии договориться. Люди мечутся, ищут себя, пытаются пробудиться. Большинство не в состоянии освободиться от оков дремоты и спастись, поскольку вцепились зубами в материальный мир.




Другие статьи в литературном дневнике: