non fiction 2024

Елена Жиляева: литературный дневник

Побродила по non/fiction в день открытия. Если в Гостиный двор прийти к 11 часам, то можно не спеша посмотреть, полистать, почитать. То одну книгу присмотришь – купить ли? То другую. Удается и пообщаться.


Мне всегда интересно наблюдать, как работают на выставке представители издательств. Есть безучастные люди, но много и увлеченных, рассказывающих о своих книгах, делящихся впечатлениями и размышлениями о прочитанном. Конечно, это в издательствах небольших. Понаблюдав, построила и для себя программу действий в похожей ситуации – на будущее.


На стенде «Детской литературы» всегда работают люди серьезные, обстоятельно знакомят с новинками. Вот и в это раз я не удержалась – купила в любимом издательстве небольшую книгу Ю.Нечипоренко «Рассказы о В.И. Дале и его толковом словаре». Вроде бы и не нужно мне, но полистала, и стало интересно.


Сразу из Гостиного двора завернула в кафе – пообедать. Конечно, достала книгу. На второй странице, когда у Даля-отца родилось «двое дочерей», решила отложить книгу и дождаться кофе. Но кофе на помог: на третьей странице у Даля-сына оказалось «двое сестер». Но страница между этими неоспоримыми утверждениями (были, конечно, две дочери и две сестры) оказалась заполнена размышлениями, которые меня поразили:


«Одного из подчиненных он даже довел своей руганью до сердечного приступа». Это слова не о столоначальнике, а об императоре Павле Петровиче. Далее об Иоганне Дале:


«Молодой врач, зная вспыльчивый характер Павла, даже носил в карманах два заряженных пистолета, чтобы в случае несправедливых оскорблений застрелить обидчика, а затем покончить жизнь самоубийством».


Я не буду вдаваться здесь в оттенки смыслов и упрекать автора за фамильярный тон, потому что следующее утверждение заставляет забыть о частностях:


«Вот такие высокие представления о чести и достоинстве человека были у отца Даля!»

Носить пистолет, чтобы противостоять «несправедливым» оскорблениям и убить крестного отца своей дочери?!


Мне одной кажется всё это полной дичью? Или наше время уже стало тихим и уютным? Дальше читать я не стала.


Очень хочется, чтобы «Детская литература», издательство-эталон, любимое многими поколениями читателей, оставалось на прежней высоте. У него должно получиться!



Другие статьи в литературном дневнике: