Подборка Русские песни для сетевого журнала

Сергей Сметанин: литературный дневник

В сетевой журнал "Великороссъ" отправлена подборка стихотворений "Русские песни":


Русские песни


Дыханье живых человеческих слов —
Не это ли было вначале,
Когда, не имея названья стихов,
Обычные песни звучали?


Народные песни — работы родня
Да отдыха вольные дети...
Им сладко и больно в душе у меня,
Простой, заурядной на свете.


Народные песни. Родные слова
Смеются и горестно плачут.
Заслышишь их только, припомнишь едва —
Берут нас и разом иначат.


И сердце стучит — не пустой барабан,
И прошлое с ними — чудесней.
Они никогда нас не вводят в обман —
Старинные русские песни.



2008 г.



Это ль не счастье?


Это ль не счастье?
— Я современник двух веков!
В веке двадцатом
юность осталась звонкая.
Бодрая зрелость
прямо по времени ведёт,
И перед бурей
в страхе не мне сворачивать.
Сколько бы жребий
ни обещал беспокойных лет,
Я не растрачу
над головою сиянья звезд,
Не растеряю
давшейся в руки вечности.


2009 г.



Дачная музыка


Мальчик играет на скрипке,
Звук неуверен пока:
Будто в жестяный подойник
Струйка бежит молока.


Рядом сестра со скакалкой -
За день устала скакать,
Завороженно внимает,
Как он решится сыграть?


Робко мелодия льется,
Но все созвучней лады.
Скрипка взвилась и запела,
И приумолкли сады.


Встали прохожие двое:
Старый учитель и врач.
Слушают. Чудно играет
Юный, безвестный скрипач.


Музыка льется и льется,
Звуки летят в облака.
— Что это? Верди? Чайковский?
— Прошлые где-то века…


Музыка льется и льется,
Но все тревожнее звук.
И пораженная скрипка
Вдруг выпадает из рук.


Это над дачей соседской
Взмыл наматрасника флаг.
Воют гитары «Раммштайна» —
Грянул железный кабак.


2007 г.



* * *


Россия-матушка, прости меня, прости,
Что в трудный день я очи робкие соловил.
За то, что сборищу врагов не прекословил,
Россия-матушка, прости меня, прости.


Еще, родимая, за то меня прости,
Что вместо боя за свободу ждал парада.
За то, что каялся, где надо и не надо,
Россия-матушка, прости меня, прости.


Но прежде прочего за то меня прости,
Что не болел народным горем и печалью,
И там любезничал, где жгут каленой сталью,
Россия милая, прости меня, прости.


2007 г.



Клятва


Мне трудно. За перо я взяться не решусь.
Коварные враги завоевали Русь.
А жили мы без бед в раздолии полей,
И в кликах журавлей, и в рейдах кораблей…
Кто показал врагу дорогу в светлый храм?
Спешит чужой сапог по тлеющим сердцам,
Но все ж, простая мысль живет в моем мозгу:
«Я — русский человек. Я все превозмогу!»


Защитники страны ушли по одному
Туда, откуда нет возврата в нашу тьму.
Была беда-тоска и впредь судьба горька
Нам определена на завтра, на века.
Не зря провозгласил чиновный господин:
— Останется из вас из дюжины один!
Но врешь, все та же мысль жива в моем мозгу:
«Я — русский человек. Я все превозмогу!»


Товарищи мои! Прикройте в страшный час.
Пусть пламенный порыв души охватит нас.
Я в ярости атак не буду одинок,
И не возьмут меня ни пуля, ни клинок.
Пусть камнем станет хлеб, который я жую,
На растерзанье плоть отдам в святом бою,
Но Родины своей не выдам я врагу.
Я — русский человек. Я все превозмогу.


2007 г.



Поединок


Есть в жизни минуты душевных борений:
Косматое пламя. Глубокие тени.
В зазубринах меч, и в кровище кольчуга,
И страсти легко переходят друг в друга.


И нет никакого доверья преградам.
И Радость, и Ненависть, вот они, — рядом!
И Злость, и Любовь, и Восторг, и Томленье —
Замешаны вместе в крутое мгновенье.


О, знать бы мне встарь, что такое бывает! —
Кошмар поражений мне сердце взрывает,
И ломит упрямство тупой привереды —
Но все ж я дождусь несомненной победы.


2007 г.




* * *


Меня порой терзает сон.
К чему видения такие?
Как будто сбилась вся Россия,
В один военный эшелон.


Там духота и толчея,
Сквозняк из тамбура по трубам.
Цыган, татарская семья,
И казачок с роскошным чубом.


А поезд медленно идет,
На стыках грузно приседая,
Привычный, давний страх скрывая
Пред тем, что нас назавтра ждет.


И грустно женщины поют
Из-за вагонной стенки тонкой,
А за окном - деревня, пруд,
И машет девочка ручонкой.


2006 г.




Операторские сны


Однажды я потерял чувство времени.
В. Белов


Обеденным перерывом
Красна половина дня,
Горбуши ломоть с подливом
В раздаточной ждет меня.


У нас поварихи ловки —
Сноровки не занимать…
Люблю я потом в бытовке
Тихонечко подремать.


В мечтах о последних байках,
От сытости чуть кривой,
Лежу я на двух фуфайках,
И каска — под головой.


И снится мне сон как в танке,
Как будто сто лет не пил,
И сделал кредит я в банке,
И тачку себе купил.


Но с первого километра
По манию бога Зла
Предстала она дефектной
И сыпаться начала.


Менял я ремни и скаты,
Детали, узлы менял.
Такие понес затраты
Что чёрт бы меня побрал!


От горечи я проснулся,
И лег на другой я бок.
И сон мне другой приснился,
Как будто я ем пирог.


Ну, тут уж, я, вроде, мастер,
Не меньше, чем ясный князь,
Но повар пирог на части
Разрезал, не усомнясь.


И я лишь отвлекся малость,
Как вот она — нелегка! —
Ни чуточки не осталось
От взятого мной куска.


Сон третий совсем невместный:
Иду я в продажный суд,
И там приговор известный
Над другом произнесут


А мне будто дали взятку –
Заклеили медом рот.
И сладко-то мне и гадко,
А слово, брат, не идет!


Проснулся. Как я несчастен!
Кувалду свою схватил,
Но вспомнил — недавно мастер
В бытовке спать запретил.


А мастер — наш царь начальный,
Не мудрый ли человек?
Я в жизни моей печальной
Его буду помнить век.


2006 г


* * *


В детстве играли в лапту,
Мячик летел в высоту.
Нынче летит с высоты
Солнце, мячом от лапты.


Кто в мельтешение дня
Мячик забрал у меня?
Кто изо всех своих сил
В небо его запустил?


2011 г.



Керченский мост


Едва мы на гору взойдём Митридат:
— Смотрите! Смотрите! — ребята кричат.
Смотрите направо, там строится мост.
Он вырастет скоро отсюда до звёзд!
— Да нет, он от Керчи идёт в Краснодар!
Не это ли всё нашей Родины дар?!



2017 г.





Буржуй


Идет самодовольный обыватель:
Он только что свободно закусил.
Он сам себе творец и председатель,
И за себя вступаться не просил.


И каждый день, как первый день творенья —
Румяный и приличный корнеплод,
Включен в его процесс пищеваренья,
Ухожен и посажен в огород.


А жизнь — его единственная книжка,
(Он для души читает перед сном…)
Приятна, как солидная отрыжка,
Тем более, когда не за столом.


2009 г.



Паук и Лев


Паук — великий труженик сети,
Слегка уставший от рутины,
Навил из золота блестящей паутины,
И Льва надумал ею оплести.
Паук трудился дельно, споро.
Лев на работу посмотрел
И чуть, ей-Богу, не сомлел
От лицезрения блестящего узора.
Но лишь хвостом нечаянно наддал —
Одни лохмотья там, где сеть глаза слепила!


Вот так, поскольку чувство меры изменило —
Плоды трудов своих ты потерял,
Капитализм. А мир, он — лев! И в этом сила!



2010 г.



Лисица и Барометр


Лиса Барометр по случаю купила.
Он неисправен был, но это не беда.
Погоду Лисонька хорошую любила,
А этот — «ясно» предвещал и навсегда.
И корпус лаковый, и стрелка золотая,
И гармонирует с изяществом норы...
Покупка добрая, хотя недорогая,
И так уж душу ей согрела до поры!
Жила Лиса — приметам доверяла:
Болят суставы, значит, — скоро дождь.
Цветет черемуха — глядишь, похолодало.
Заныли косточки — чего иного ждешь.
Но тут… расслабилась подруга дорогая,
Нору покинула, не глядя на мороз.
Простыла, бедная, лежит, скуля, хворая,
И нос, и глазоньки болят от горьких слез.


Вот так в России телевиденье, и пресса
Настолько связаны рекламным интересом,
Что стрелка рейтинга привычно подалась
Туда, где золото, могущество и власть.
Хотя и детям ясно, между прочим,
Что сей «Барометр» давным-давно испорчен.
И дальновидно поступают господа
Те, кто заглядывает в «Правду» иногда.


2010 г.



Олигарх и Бедняк


Увиделись Бедняк и Олигарх.
Миллиардер позвал в свои палаты,
Кормил, поил, и посмеялся так:
— Ты умный, отчего же не богатый?


Бедняк ему ответил:
— Что крутить!
К несчастью, в наше время, в самом деле
За лишний ум приходится платить.
Но, вижу, Вы на том не обеднели.


2010 г.





Плоды перестройки



Стояло Государство всех превыше,
Трудилось, дела было выше крыши,
Но стало старым, люди говорят —
Глаза не видят, уши плохо слышат,
А мозг, напротив, чуть великоват.


Что делать? Раздобыли спирт и вату.
В больнице платной отвели палату.
В искорененье множества проблем
Убрали мозг из черепа совсем.
Всё исцелили: и глаза, и уши...
И Государство
лихо
бьёт баклуши!



2011 г.




Тост



Рабочее дело нам верит и ждет.
Сегодняшний день - роковой эпизод.
И не за горами тот час и тот год,
Когда наше красное солнце взойдет!



2006 г.


Сергей Сметанин



Содержание:


1. Русские песни
2. Это ль не счастье?
3. Дачная музыка
4. "Россия-матушка, прости меня, прости..."
5. Клятва
6. Поединок
7. "Меня порой терзает сон..."
8. Операторские сны
9. Керченский мост
10. Буржуй
11. Паук и Лев
12. Лисица и Барометр
13. Олигарх и Бедняк
14. Плоды перестройки
15. Тост



Другие статьи в литературном дневнике: