***
Происхождением термина "пропаганда" считают XVI век, когда папа Клемент создал конгрегацию (объединение общин) по продвижению веры. Задачами ее были усиление влияния в мире католической церкви, координация борьбы со светской властью и создание новых миссий в разных странах.
С тех пор пропаганда занимается проталкиванием своего и борьбой с чужим. Усиливается пропаганда в периоды войн.
Император Франции Наполеон Бонапарт считал главным законом войны: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат ненавидел своих противников и презирал их».
Основные принципы военной пропаганды изложены британским дипломатом лордом Понсонби в книге "Ложь во время войны" в 1928 году. Перечислю их:
1) Мы не хотим войны. Главное - убедить людей, что «плохие парни» ненавидят «нас» и уже начали (или готовы начать) первыми.
2) Война ведется по вине противника. Это «другие», «они» начали войну, или мечтают ее начать со дня на день. «Мы» же вынуждены защищаться.
3) Лидер противоборствующей страны - сущий дьявол. Не обязательно заставлять ненавидеть весь народ. Надо персонифицировать образ врага, показать своему населению, что глава, руководитель «других» - это душевнобольной, свихнувшийся, продажный человек.
4) Мы боремся за правое дело, а не за наши экономические интересы. Следует умалчивать, что цель войны корыстна, надо в первую очередь говорить об идеальных мотивах.
5) Враг совершает злодеяния намеренно, мы лишь случайно. Нужно максимально оперативно распространять сведения о жестокостях, совершенных противником, разъясняя, что только ему свойственны подобные деяния.
6) Враг использует запрещенное оружие.
7) Наши потери незначительны, потери противника огромны. Во время войны не называют фактические собственные потери в живой силе и технике.
8) Деятели культуры, искусства и все интеллектуалы поддерживают наше дело.
9) Наша миссия священна.
10) Любой сомневающийся в нашей пропаганде - предатель.
Все эти принципы использовались в войнах 20-го века, используются и сейчас. Они часто опираются на дезинформирование, которое включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений.
Ученые давно изучают суть и законы влияния на сознание общества пропаганды, а также разрабатывают сценарии так называемых психологических (пропагандистских или информационных) войн. Цель этих войн - укрепление патриотизма и разжигания ненависти к врагам власти в собственном лагере, насаждение страха как в своей, так и в чужой стране.
И главный метод пропаганды - обман аудитории.
Как говорил Редъярд Киплинг: «Слова - самый сильный наркотик, известный человечеству. Неважно, что слова лживы, если толпой овладели общие чувства. Главное, чтобы одураченные пропагандой массы действовали под гипнозом идеи».
Вспомним и Виктора Гюго: «Можно сопротивляться вторжению армий, вторже¬нию идей сопротивляться невозможно».
В начале XX в. в книге «Закат Европы» О. Шпенглер предрекал: «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью - "волю народа". Все предопределят немногие люди, контролирующие эти газеты. Имена их, возможно, сохранятся в тайне, но огромная масса второстепенных политиков, риторов и трибунов, провинциальных депутатов и журналистов будет поддерживать в низших слоях общества иллюзию народного самоопределения».
Это понятно: люди, владеющие СМИ, определяют общественное мнение.
При этом политическая пропаганда и агитация, построение образа врага являются движущей силой информационной войны, любых майданов, революций и национальных движений. Они основаны на демагогии, наглой, грубой, беззастенчивой, иногда просто нелепой.
Проза Ру «Оболганная нация»
Алексей Большаков
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.03.2025. ***
- 17.03.2025. ***
- 15.03.2025. ***
- 13.03.2025. ***