ДиптихВообще, я предполагала, что будет пентаптих. Но два сюжета сочла не слишком значительными (первый - это выбор Сочи в качестве олимпийской столицы 2014, если коротко, я в бешенстве; второй - исполнение романса Римского-Корсакова на стихи Пушкина "На холмах Грузии лежит ночная мгла" четырьмя разными певцами: Архиповой - меццо-сопрано, Кондиной - сопрано, Лисицианом - баритон и Охотниковым - бас, при прослушивании не отпускала мысль: интересно, как бы "На холмах" спела Нэнси Аргента?). *** 1817 – ода «Вольность», восемнадцатилетний Пушкин: 1818 – миллион раз переложенное на все лады «К Чаадаеву»: «И на обломках самовластья / Напишут наши имена». 1820 – «Деревня», последняя капля в чаше терпения властей, Пушкина отправляют в южную ссылку. 1820 – романтически опальный (ссыльный) поэт визави с романтически свободной морской стихией: 1822 – «Песнь о вещем Олеге» 1823 – Паситесь, мирные народы! 1824 – «К морю», прощание с Байроном (умер в апреле 24-го года), байронизмом и романтизмом: 1825 – Михайловское, «К***», «Я помню чудное мгновенье...» – нечего тут комментировать. 1826 – «Пророк»: 1826 – «Няне»: «Подруга дней моих суровых, / Голубка дряхлая моя!» 1827 – и так, и сяк потомками переиначенное «Во глубине сибирских руд...». 1828 – «Анчар» 1829 – «На холмах Грузии...»: 1830 – сонет «Поэту»: «Поэт! не дорожи любовию народной. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Доволен? Так пускай толпа его бранит Того, кто при мне позволит себе пренебрежительно отозваться о Пушкине, больше ни разу не услышу. 1830 – «Бесы»: 1830 – «Элегия»: 1833 – «Осень» (отрывок), гениальные пушкинские времена года, никто не смог перешибить. 1835 – 1835 – «Вновь я посетил...», Пушкин снова в Михайловском: 1836 – в программе этого стихотворения нет, но оно едва ли не мое любимое у Пушкина. Когда-то давно легко запоминала стихи, а сейчас уже не получается. Жаль. 1836 – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Две с четвертью дюжины программных стихотворений? Жизнь, стянутая, подобно пружине, в тугую спираль. Я стала продвигаться от одного стиха к другому – надо было каждое найти в собрании сочинений, скопировать, вставить в файл – и не заметила в точности момента, когда пружина упруго распрямилась. Вся жизнь, весь путь, вся история дерзаний и терзаний на мгновение открылись мне совершенно и полно. Холодная змейка скользнула вдоль позвоночника. Не умилительный восторг, а мерно качающий сердце ужас от прикосновения к гению и вечности. Двум ягодам повезло остаться в истории русской литературы. На кишиневской дуэли юный Пушкин в ожидании выстрела соперника ел черешню, снобски сплевывая косточки (описал потом этот эпизод в «Выстреле»). Умирающий Пушкин просил принести ему моченой морошки. 1837 – «Позовите жену, пусть она меня покормит». И потом: «Кончена жизнь!» ... «Жизнь кончена» ... «Тяжело дышать, давит» (последние слова Пушкина). *** Ездила на день рождения к старинному другу. 55 лет, физтеховец. И все в его компании такие, жен в виду не имею, жены разные. (Я вне компании, сама по себе.) Дело происходило на даче – шашлыки, жаренная на решетке семга, красное и белое сухое вино. Беседа была подобна бурре в балете – короткие перемещения размеренными шажками из одной точки разговорного пространства в другую: как вам последняя премьера Большого? дочь защитилась? и что собирается делать дальше? неужели в Тунисе действительно можно помолодеть за неделю?.. Смеркалось. Гости еще не собирались разъезжаться, но в воздухе уже распространилось предощущение скорой суеты; еще все толклись в беседке, но понятно было, что минут через двадцать-тридцать виновато заулыбаются, мол, нам пора, дети не кормлены, собаки не гулены, кинутся искать по укромным дачным уголкам – под скамейкой, под сиренью, на подоконнике в доме – мобильные телефоны, завжикают молнии у сумок и курток, затарахтят моторы авто. На самом исходе праздничного равновесия именинник сообщил, что у него есть тост. Нет, конечно, он не напрашивался на высокопарность в свой адрес. В его речи можно было распознать усталость от ежесекундной битвы интеллектов – даже когда физтехи разобщены домами, женами, офисами, проблемами, они все равно беспрерывно скрещивают извилины. И еще отчаянную грусть по простому человеческому участию. Теплота должна не подразумеваться – а быть осязаемой. «Но послушай, ирония, все эти ваши усмешки, остроты – не что иное, как профилактические пилюли против пошлости. У вас очень высокий порог не-пошлости, и вы решительно его охраняете, готовы отстреливаться до последнего патрона. И кроме того, ваши мозги требуют постоянных тренировок» – «Если бы ты знала, какая это все ерунда». Возможно, есть такой момент, некий водораздел – человек преодолевает его, и пошлость ему уже не страшна, пуще нее он боится отсутствия, вернее сказать, не-ощущения, потери ощущения некой живой соединительной ткани, которая связывает его и самых дорогих ему людей в цельный организм. И если уж говорить о высоком пороге, то с возрастом мы становимся менее доверчивы и требуем большего количества свидетельств тому, что мы дороги, что нами не пренебрегают. «Мы» – это я рукой повожу: хлеба налево, хлеба направо... Сама пока еще по сю сторону. Вернувшись домой, написала о странном тосте ММ, и он немножко расплел путаницу (прости, что цитирую без спроса): И все же я продолжала думать: ирония – только ли из страха сфальшивить, спошлить? Примерив ситуацию к себе, нашла еще одно, может быть, незначительное решение. Мне всегда невыносимо слушать, когда меня хвалят, даже если того требуют обстоятельства: день рождения или, допустим, награждение. Не то чтобы я не верю в искренность говорящих, но даже малейший намек на пафос может привести к непоправимому: у меня случится экзистенциальный родимчик («это еще что такое?! – закричал несколько дней назад мой собеседник, при котором я впервые упомянула столь экзотический недуг, – когда тебя сие постигнет, позови меня, я хоть просвещусь немного в современных болезнях»). Чистую, без шелухи иронии, похвалу готова принять только в самой камерной обстановке и от самого близкого человека – когда нас всего двое. В других случаях: прибавьте перцу, пожалуйста. Естественно, мне кажется, что и другой испытывает почти адские душевные муки, когда ему публично славословят. Несколько дней спустя, я отправила старинному другу письмо с весьма значимыми для меня и, я надеялась, для него признаниями. Он ответил в своей обычной физтеховской манере. © Copyright: Шура Борисова, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|