Армия вошла во вкус.

Кузнецова Любовь Алексеевна: литературный дневник

Вести с небес:



https://www.youtube.com/watch?v=QukyiLbVAXs







Шутки Зеленского перед выборами:


https://www.youtube.com/watch?v=RD2Wf9itjIw





Можно назвать это словами Гумилёва: "Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей"


О своих отношениях с Анненским О.П.Хмара-Барщевская рассказала В.В.Розанову в большом письме исповедального характера от 20 февраля 1917 года: «Вы спрашиваете, любила ли я Иннокентия Федоровича? Господи! Конечно, любила, люблю… И любовь моя «plus fort que mort»… Была ли его «женой»? Увы, нет! Видите, я искренно говорю «увы», потому что не горжусь этим ни мгновения; той связи, которой покровительствует «Змея-Ангел», между нами не было. И не потому чтобы я греха боялась, или не решалась, или не хотела, или баюкала себя лживыми уверениями, что «можно любить двумя половинами сердца», - нет, тысячу раз нет! Поймите, родной, он этого не хотел, хотя, может быть, настояще любил только одну меня… Но он не мог переступить… его убивала мысль: «Что же я? Прежде отнял мать (у пасынка), а потом возьму жену? Куда же я от своей совести спрячусь?» - И вот получилась «не связь, а лучезарное слиянье». Странно ведь в ХХ-м веке? Дико? А вот же - такие ли еще сказки сочиняет жизнь? И все у нее будто логично… Одно из другого… А какая уж там логика? Часто мираж, бред сумасшедшего, сновидение - все, что хотите, но не логика…
Дело в том, что мы с ним были отчасти «мистики» - ведь я Вам исповедаюсь как верному другу, я так счастлива, что нашла Вас! Пускай потом при свидании я не сразу смогу взглянуть Вам в глаза - это ведь бывает: на встрече смутишься глаз друга… особенно такого «духовного» друга, как Вы для меня, что и выражения лица себе не представляешь, не то что глаза?
Ну, все равно, слушайте сказку моей жизни, хотя чувствую, как Вам хотелось другого! Недаром Вы любящей рукой указывали мне на чудные мостики, чтобы не так страшно было перекинуться через пропасть: «И любовь - не грех. И всегда: вышла за пасынка, а любила тестя…» И про «ангела-хранителя». Вы об этом за него, для него мечтали? Да! И я мечтала.. потому что я женщина… не монахиня… не святая… И за жертву бы не считала, а лишь за «дым кадильный пред алтарем любимого»… Что и говорить…
Он связи плотской не допустил… Но мы «повенчали наши души», и это знали только мы двое… а теперь знаете Вы… По какому праву? Почему Вы? Господь ведает… значит, так нужно… для кого? Для чего? Не спрашиваю… Подчиняюсь и только… И знаете, это самая сильная форма брака… Вы спросите, «как это повенчали души»? Очень просто: ранней весной, в ясное утро мы с ним сидели в саду дачи Эбермана: и вдруг созналось безумие желания слиться… желание до острой боли, до страдания… до холодных слез… Я помню и сейчас, как хрустнули пальцы безнадежно стиснутых рук и как стон вырвался из груди… и он сказал: «хочешь быть моей? Вот сейчас… сию минуту?.. Видишь эту маленькую ветку на березе? Нет, не эту… а ту… вон высоко на фоне облачка? Видишь?.. Смотри на нее пристально… и я буду смотреть со всей страстью желания… Молчи… Сейчас по лучам наших глаз сольются наши души в той точке, Леленька, сольются навсегда…» О, какое чувство блаженства, экстаза… безумия, если хотите… Весь мир утонул в мгновении!! Есть объятья… без поцелуя… Разве не чудо? Нет, не чудо, а естественно (ведь объятия и поцелуи для тела!). Вы поймете меня, потому что Вы все понимаете, оттого ведь я Вам и исповедуюсь… А потом он написал:


Только раз оторвать от разбухшей земли
Не смогли мы завистливых глаз,
Только раз мы холодные руки сплели
И, дрожа, поскорее из сада ушли…
Только раз… в этот раз…
Ну вот и все. Решительно все… И вот он умер для мира, для всех… Но не для меня… Его душа живет в моей душе… пока я сама дышу… Смерть не могла ее отнять у меня,
Не увела ее за собой… И эту его душу я ношу в себе… Она со мной, и я не грущу: в любую минуту ведь я могу говорить с его душой, понимаете, в любую, потому что телом его (теперь уже съеденном червями) я никогда не владела и не могу его оплакивать в силу этого…
Были тяжелые полосы жизни… безумно тяжелые… Но тогда меня, изнемогавшую, поддерживал мой друг И.Ф., он учил меня «любить страдание», учил «мыслить», учил «покорности» и таким образом «научил жить» (ЦГАЛИ, ф. 419, оп. 1, ед. хр. 687)
Цитируемые строки - из стихотворения Анненского «В марте» (Стихотворения и трагедии, с. 100-101) Ср.: Р. Тименчик. О составе сборника Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец». – Вопросы литературы, 1978, № 8, с. 309-310



Другие статьи в литературном дневнике: